?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ленинградость

Шнуров назвал себя «единственной русской скрепой». Печальная правда: он уже много лет бьется за нас практически в одиночку.


Прошлогоднее интервью Познера с Земфирой стало скандальным. Она потом долго жаловалась, что не так отвечала и не на те вопросы, которые хотела бы слышать. Шнура такой ерундой не расстроить. Во-первых, он ни секунды не боится выглядеть глупо, ему давно уже на это плевать. Он много лет повторяет одно и то же, меняя только форму, но говорить с ним всегда интересно. Лидер «Ленинграда» как никто умеет упрощать сложное до главного. Любой его ответ звучит афористично, как припев песни: «Когда трезвый, я ленинградец, а как выпью, так петербуржец».

Долгие разговоры ни о чем, а в конце неожиданная кода:

— Чего вы больше всего боитесь?

— У меня бывают приливы абсолютного бесстрашия. Это меня пугает.

Реакция молниеносная, но невооруженным глазом видно, как он устал. В 2017-м у «Ленинграда» юбилей — 20 лет. Шнурову по-прежнему интересно писать песни и их играть, у него до сих пор получается. Но ему искренне непонятно, почему он должен отвечать за все мироздание и рассуждать на тему «Как нам обустроить Россию». Почему с завидной регулярностью его выбирают человеком года по версии журнала GQ и этот выбор одобряет страна? Почему так долго ничего не меняется?

А вот почему.

Тут мало сказать, что Россия безнадежно застряла в нулевых и не хочет с ними расставаться, а главный автор нулевых — он, Сергей Шнуров. Он своими руками закрыл 90-е и стал последним в ряду наших рок-звезд, хотя сам себя рокером не считает. Отсюда у многих ощущение: дескать, как хорошо начиналось — Гребенщиков, Цой, Шевчук, — а кончилось все Шнуром. Об этом ли мы мечтали? Не это ли признаки вырождения?

Претензии не по адресу. Какая эпоха, такие и песни, а время он чувствует очень точно и тонко. Нулевые в полном соответствии со своим названием обнулили все ценности, сняли с нас обязательства быть умными, честными и хорошими. Шнур сделал то же самое, причем на высоком идейно-художественном уровне. Его главный посыл: да, вот такие мы уроды, но нефиг грустить, давайте лучше бухать, оттягиваться и будь что будет.

«Энергию русского самоедства мы перерабатываем в эсхатологический восторг»

О, с каким упоением отплясывали в клубах под «Люди не летают» и «По какой-то глупости нам всем может повезти»! Это был следующий шаг после мамоновского: «Я гадость, я дрянь, зато я умею летать!» Оказалось, что и летать необязательно. Да, мы такие, и что? Ничего не умеем, не хотим, но нефтяные деньги текут рекой, в «Ашане» распродажа, а съездить в Турцию вообще ничего не стоит.

Он пел: «Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его». А раз не жалко, то можно все себе разрешить. Вранье, воровство, пьяный угар, глупых баб, тупые разговоры о мобильниках и бабле. Да, мы такие.

Звучит ужасно, но ведь можно сформулировать и иначе: Шнуров позволил нам быть самими собой и не переживать по этому поводу. Пиарщики у Пелевина, если кто помнит, торговали тревожностью, а Шнур, несмотря на всю свою эксцентричность, наоборот, успокаивает. «Ты можешь с этим жить, принять это в себе, — говорил он у Познера, — а значит и немножко преодолеть. Энергию русского самоедства мы перерабатываем в эсхатологический восторг».

Его любимый прием — опустить планку так, что дальше падать уже некуда. Идентификация себя с чем-то хорошим, будь то державность, антитоталитаризм, авангардное искусство или русская классика, раздражает Сергея Владимировича всерьез. Это противоречит основной его установке — полюбить себя черненьким. Он внушает нам: человек недалеко ушел от своего пещерного предка, что бы из себя ни строил. В кресле чиновника, в подворотне, на Болотной площади, на стройке — все одинаковы и равны, как в бане. Никто не лучше.

Шнуров, конечно же, скрепа. Другого человека, способного объединить переполненное ненавистью общество, у нас просто нет

Имея в виду всенародную популярность, бесшабашность, полублатной налет, Шнура часто сравнивают с Есениным и Высоцким (вот и Познер сравнил). Хотя если вслушаться, аналогия другая — Довлатов: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир. Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения… Мы были очень похожи и даже — взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы». Или: «Толя, — зову я Наймана. — Пойдемте в гости к Леве Рыскину». — «Не пойду. Какой-то он советский». — «То есть как это — советский? Вы ошибаетесь!» — «Ну антисоветский. Какая разница?»

В этом смысле Шнуров, конечно же, скрепа. Другого человека, способного объединить расколовшееся на две части и переполненное ненавистью общество, у нас просто нет. Недаром же 37-й у него в песне не год, когда сталинские репрессии достигли своего пика, а всего лишь размер одежды. Недаром в клипе «В Питере пить» гаишника сначала кидают в Неву, а потом спокойно бухают с ним. Потому что форму можно снять, к 1937-му можно относиться по-разному, но женщина хочет платье, а мужчина водки, и никакой идеологией этого не перебить.

Мне он ту же мысль излагал иначе: ««Ленинград» — группа праздника и любви. Если даже дали по щщам, все равно все должно закончиться обнимашками».



Фото: РИА Новости

Его любимая пластинка — «Бременские музыканты», и это многое объясняет: «Смех и радость мы приносим людям». Вы легко найдете у него мат, есть брутальность, бывает грубость, но никогда нет агрессии и злобы. Науке неизвестны случаи жестоких драк на концертах группы «Ленинград». Если что-то такое и случается, то действительно кончается обнимашками. Нет причин злиться друг на друга всерьез.

Мало кто замечает, но это очень добрая музыка. Губы сами раздвигаются в улыбку, все счастливы. Филологам и семиотикам этот феномен известен давно: можно сказать «Я тебя люблю» так, что у человека испортится настроение, а можно назвать сволочью, и настроение, как пел Гришковец, улучшится. «Ленинград», как раз из этой, второй категории.

Секрет прост. «У меня нет ненависти к своему народу, — говорит Шнуров. — Я здесь живу, я такой же. Я и от себя не в восторге. Не надо ставить себя выше, и никто не обидится».

Но как раз на это и обижаются. Причем в равной степени и либералы, и патриоты. То, что в целом безобидный и аполитичный Шнур стал многих раздражать — верный признак тектонических изменений в обществе.

Произошло вот что. Опустив нравственные критерии до плинтуса и вернув людям самих себя, он был уверен, что этот козырь не бьется. И в нулевые это действительно было так. Но в десятые оказалось, что можно и ниже плинтуса. Шнур не менялся, он делал, по сути, то же, что и всегда: дарил радость, был скоморохом. Хорошо помню, как на его корпоративе мужчины в смокингах и дамы в вечерних платьях дружно кричали слово из трех букв, запрещенное Роскомнадзором. И то же самое делали бедно одетые люди на стадионных концертах. И всем было хорошо. А потом как-то незаметно наступило всеобщее озверение. Шнур, правда, до сих пор уверен, что глобальный политсрач идет только в интернете, а в жизни все на самом деле нормальные. Что все по-прежнему думают, как писал Бабель, «об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях — и ничего больше».

«У меня нет ненависти к своему народу. Я здесь живу, я такой же. Я и от себя не в восторге. Не надо ставить себя выше, и никто не обидится»

Не все. Иначе его песня с припевом «Ты все Россию прославляешь, а лучше б мусор выносил» не вызвала бы столько негативных эмоций. Да и совершенно безобидные «Лабутены», которые собрали аудиторию, равную населению Финляндии, вдруг в чьих-то глазах оказались сексистской песней. И либералы недовольны: в стране тоталитаризм, а он про сиськи. Не иначе наймит режима. И так далее. Да достаточно просто новости почитать, чтобы стали ясны размеры бедствия, той разрухи, которая в головах.

В общем, Шнуру искренне казалось, что опустить планку ниже, чем сделал это он, невозможно, но общество поднатужилось и смогло. И неожиданно оказалось, что единственный человек, который противостоит этому, — он. Он-то остался на прежних позициях, на стороне нормы и удерживает эту норму изо всех сил. Потому что самый панк сегодня — не ругать Россию в фейсбуке и не громить фотовыставки, а оставаться собой, не поддаваться безумию.

Ян Шенкман
спецкор

ВИДЕО

promo novayagazeta 14:01, sunday 4
Buy for 5 000 tokens
У подсудимых по делу Немцова начали сдавать нервы, а судебное следствие выявило новые следы, оставленные так и недопрошенным Русланом Геремеевым. На этой неделе процесс по делу об убийстве Бориса Немцова пошел с полной силой. Свои доказательства невиновности представляла защита Темирлана…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
pravdoiskanie
Oct. 11th, 2016 07:05 pm (UTC)
Шнур символизирует Русь и её народ в одном лице!
Которое маленько не похожее на Фаберже яйце?
novayagazeta
Oct. 13th, 2016 03:12 pm (UTC)
и при чем тут яйцо?
Других рифм не смогли подобрать?
radiotv_lover
Oct. 11th, 2016 07:15 pm (UTC)
Матерящийся дегенерат как символ деградации и дебилизации нашего народа.
bikinna
Oct. 14th, 2016 01:54 am (UTC)
Мат -плохо, но Шнур - не дегенерат, конечно.
radiotv_lover
Oct. 14th, 2016 05:13 am (UTC)
Такое мнение говорит, что не только он.
bikinna
Oct. 14th, 2016 09:56 pm (UTC)
ну да, как говорится, сам дурак. за это русских так и любят по всему свету.
radiotv_lover
Oct. 15th, 2016 07:13 am (UTC)
Почему Вы решили, "русские" это уголовная питерская шпана, захватившая власть в стране и насаждающая свою высокую культуру в виде шнуровых?
Не любят вот таких "русских" , которые все превращают в матерную пошлятину, и вешают мемориальные доски фашистам.
Уровень интеллекта в стране питерсикми фурсенками, шнуровыми, медведевыми опущет ниже даже Вашего.
bikinna
Oct. 15th, 2016 07:37 am (UTC)
сразу чувствуется профессионал по чужим интеллектам. А судьи кто, как говорится. .Чтобы быть неприятными всему миру, не обязательно браниться матом.
radiotv_lover
Oct. 15th, 2016 07:42 am (UTC)
НУ это уже будет не по-питерски. Настоящая шпана не может без этого. А раз россия стала колонией шпаны, то вот приходится.
Как говорится Россия подарила миру литовца Достоевского и украинца Чайковского.
А себе оставила "мочить в сортире" и Шнурова.
bikinna
Oct. 15th, 2016 08:05 am (UTC)
Достоевский с 16 лет жил в Петербурге, после ссылки вернулся назад. Чайковский родился в Удмуртии и переехал в Петербург в 10 лет. Назвать его украинцем можно только с очень большой натяжкой, тогда уж можно и французом. Пушкин, Цой, Бродский.
В общем, чтоб любить и уважать Петербург, нужно иметь что-то побольше, чем есть за душой у пустых людей, ничего в жизни не умеющих, кроме как разносить других.
artstudio_3d
Oct. 11th, 2016 07:18 pm (UTC)
Шнур у Познера. Да это просто праздник какой-то!
novayagazeta
Oct. 13th, 2016 03:13 pm (UTC)
разве нет?
mudolog
Oct. 11th, 2016 07:22 pm (UTC)
Абсолютно согласен: "какая эпоха, такие и песни".
Но вот лучше всех содержание нашей, гля, эпохи передавал Юра Хой и его "Сектор Газа". Незаслуженно забыт нашим, гля, официозом и нашей, гля, богемой.
Но народ помнит, слушает и поёт. Что-то я не слышал, чтоб кого-то ещё из "современных" пели...
baqerru
Oct. 11th, 2016 08:04 pm (UTC)
Дану классиков)) никогда не забывают. «Соломенные еноты» например поют под гитару)) песню «Кислород» слыхали?
baqerru
Oct. 12th, 2016 06:53 am (UTC)
И нет порядка на Земле, на торжествующем нуле поют закаты.

Зато не пляшет снег под песни уличного фонаря — фонарь расколот.
Мы, взявшись за руки стоим, и в перспективе — безработица и голод.
(Deleted comment)
novayagazeta
Oct. 13th, 2016 03:13 pm (UTC)
и чего Вы там смешного углядели? нормальный питерский диалект...
bikinna
Oct. 14th, 2016 01:57 am (UTC)
Ну да, взять матвиенку из шепетовки и её речёвки выдавать за петербургский диалект, нормально.
Ещё полтавченку поцитируйте.
Шевчука же, столь же приехавшего, но ставшего петербуржцем, здесь неугодно цитировать.

Edited at 2016-10-14 01:58 am (UTC)
(Deleted comment)
levyi_botinok
Oct. 11th, 2016 08:21 pm (UTC)
Шнур - действительно герой своего времени. Я не досмотрел интервью. Шнур, как политики - вроде, слова все знает, а нормально на вопрос ответить не может. Не разговор, а словесная гиманстика. Пустота за словами.
Флюгер в чистом виде (наверное, это хорошо для артистов и политиков).
vchk_gpu
Oct. 12th, 2016 06:58 am (UTC)
А по мне, так Шнур сочно передаёт в своём творчестве реальную жизнь, как она есть. Вот песня "Дача" - точнее и поэтичнее не передашь, то что в реальности происходит каждую весну и лето из года в год. И, хотя для меня, так называемый процесс, происходящий с лопатой и столь художественно описываемый Великим Шнуром в этой песне, не доставляет неприятных ощущений, а даже наоборот, но этот процесс именно так и называется. В общем то он поёт со сцены именно т0, как принято общаться в обыденности в сельской и городской местности, т. е. в неофициальной обстановке. А, как часто вспоминаешь его искренний фольклорный сленг, когда при выполнении каких либо работ вдруг возникают непредвиденные трудности, просто сложно подобрать другие выражения и эмоции. Не ребята, Шнур - великий автор и исполнитель современности, отражающий в своей поэзии чаяния простого народа. Ждём от него дальнейших творческих успехов!
jeffrey_chaucer
Oct. 12th, 2016 08:29 pm (UTC)
Просто Шнур делает музыку, которую поглощать просто большому числу людей. А чем БГ не скрепа? Он не поддается безумию и этому противостоит. Просто слушает его меньше людей. Да и слушатели его не упивались распадом.
_iga
Oct. 13th, 2016 03:21 pm (UTC)
Не надоело пиарить эту мурзилку?
novayagazeta
Oct. 13th, 2016 08:11 pm (UTC)
думаете, что он нуждается в пиаре?
_iga
Oct. 13th, 2016 08:21 pm (UTC)
думаю, пиарить его не стоит.
trudikk
Oct. 13th, 2016 05:00 pm (UTC)
Хорошая статья, приятно почитать, спасибо.
Людмила Трубицына
Oct. 14th, 2016 08:04 am (UTC)
Земфира,шнур и прочее отребье без пола и национальности звездная элита российской культуры. Тфу!
pilot_shalott
Oct. 15th, 2016 11:34 am (UTC)
Не следует забывать.
Очень, очень большой вклад в шпанизацию и обматерщвление (во, какие слова!) страны внесли вышедшие на свободу "ни за что посаженные" интели. Именно тогда матерок стал языком "творческой интеллигенции". И .лядское-гадское "не верь, не бойся, не проси" вдруг стало моральным императивом борцунов за свободу Отечества. То бишь, мораль урок = морали индепендентов, диссидентов и просто "свободно мыслящих".
collegaproul
Oct. 21st, 2016 05:24 pm (UTC)
Я утверждаю, что злоба и брутальность — одно и то же.
И никогда не пойму, как оскорбительные слова могут приносить радость.
ddd_mmm
Oct. 22nd, 2016 05:50 pm (UTC)
Познер очень не красивый стиль выбрал для интервьюирования Шнура
он Познера на досуге в интервью со студентиками так восхваливал, чуть ли не с боженькой сравнивал, а в итоге Сереже пришлось отчитываться перед ним как школьнику
нэ красыва

а статья, красыва
trudi_i_dni
Oct. 27th, 2016 04:56 pm (UTC)
есть у Серёжи Шнурова такая песня: Маленькое и злое сердце. Посмотрев это интервью я её вспомнил. В. Познер как раз и относится к таким "людям с большими и добрыми сердцами, ужинающими вином и устрицами" Он будет при любом режиме (сталинисты, нацисты, либералисты...) при деле, и на телеэкране говорить правильные слова, чтобы оставили при кормушке с устрицáми. А Серёжа выпьет теплой и горькой - и скажет настоящую правду как она есть. За это я его и люблю, а не за матерки, от них "никуда никуда не деться..." (опять цитата из той песни, найдите, послушайте, кто еще не слышал)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel