19 марта после консультаций в администрации президента губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявил о сложении полномочий. «Мною направлено обращение Президенту Российской Федерации с просьбой об отставке. Это моё личное решение. Уважаемые земляки! Благодарю вас за поддержку, которую ощущал все годы совместной работы. Могу сказать, что интересы жителей для меня всегда были превыше всего. Я работал для вас», — сказал губернатор в обращении к челябинцам.
В обращении заметно лукавство. Во-первых, о «личном решении» речь идет едва ли. Уходить в отставку Борис Дубровский не собирался, и всячески это подчеркивал. В октябре прошлого года в интервью ТАСС он заявил, что намерен баллотироваться на губернаторский пост второй раз, чтобы подготовить Челябинскую область к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в регионе в 2020 году. А в феврале этого года публично подтвердил свое намерение остаться у руля: «Я очень эффективно работаю, и в сентябре планирую избираться». Во-вторых, поддержку жителей области Борис Дубровский чувствовал только в начале своего правления — в 2014-2015 годах. С 2016-го он только терял рейтинги, а за день до отставки и вовсе встал на грань возбуждения уголовного дела.
Как из популярного губернатора Борис Дубровский стал губернатором-аутсайдером, и почему дело на него уже лежит в Генеральной прокуратуре и МВД?
Сговор
18 марта, за день до ухода Бориса Дубровского в отставку, по его позициям был нанесен удар со стороны антимонопольной службы. ФАС обвинила губернатора в участии в антиконкурентном сговоре с компанией «Южуралмост».
«Нарушения антимонопольного законодательства выявлены при проведении 29 аукционов на общую сумму свыше 8 миллиардов рублей, — заявили в ФАС. — Во всех них победителем стало АО «Южуралмост». Лоты при проведении аукционов укрупнялись с целью ограничения конкуренции, а заявки иных компаний отклонялись по основаниям, не предусмотренным законодательством. В результате победа в торгах обеспечивалась участнику антиконкурентного соглашения».
Подряды, о которых идет речь, связаны со строительством дорог. «Южуралмост» при Дубровском строил и содержал за бюджетный счет до 92% дорог в области. В 2016 году компания получила от регионального министерства дорожного хозяйства госзаказ на обслуживание дорог и мостов в самом Челябинске, в 2017 году — ввела в эксплуатацию трассу между Миассом и Златоустом, в 2018 добралась и до сельской местности, начав ремонтировать дорогу от Верхнего Уфалея до границы Челябинской и Свердловской областей.
Интересно, что до вступления Дубровского в должность у «Южуралмоста» было лишь 9% челябинских дорожных подрядов.
Бенефициаром «Южуралмоста» в областных СМИ называют бизнесмена Сергея Вильшенко, сына бывшего начальника УФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко. Семьи Вильшенко - Дубровских связывают не только дорожные интересы. Так в июле 2017 года сын губернатора Александр Дубровский продал Геннадию Вильшенко компанию «Центр коммунального сервиса», которая за два месяца до этого была назначена региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, и с 1 января 2019 года начала получать с каждого жителя Челябинской области от 52,18 до 67,59 рублей в месяц за вывоз ТБО.
Говоря о сговоре между губернатором и структурами Вильшенко,
в ФАС подчеркнули, что намерены передать материалы проверки в отношении Бориса Дубровского в МВД и Генеральную прокуратуру.
В правительстве Челябинской области на это ответили, что подадут на антимонопольное ведомство в суд. Однако уже на следующий день после перепалки все правительство вместе с губернатором подало в отставку.
Будет ли возбуждено против Дубровского уголовное дело — покажет время. Но аргументы у следователей серьезные. В распоряжении «Новой газеты» имеется переписка юриста «Южуралмоста» Екатерины Краснихиной с теперь уже экс-министром дорожного строительства Челябинской области Дмитрием Микуликом. В переписке они обсуждают судебные разбирательства, связанные со строительством дорог, и участие в процессах неких «решал». На электронную почту Краснихиной также отправляется письмо из приемной Дубровского, в котором содержится проект ответа на претензии ФАС.
Сама Екатерина Краснихина сейчас ждет приговора по другому уголовному делу — о растрате 140 млн рублей, принадлежащих дочернему предприятию РЖД ООО «НК «Бердяуш». В том деле также фигурирует фамилия бизнес-партнеров семьи Дубровских Вильшенко.
Не свой парень
На момент сложения полномочий рейтинг Бориса Дубровского, по данным челябинских СМИ, составлял чуть более 7%. Столько челябинцев доверяли губернатору и были готовы за него проголосовать. К этой отметке, однако, Дубровский пришел не сразу. В первые два года правления (2014-2015 годы) Борис Дубровский был одним из самых высокорейтинговых губернаторов Урала и России в целом. На выборах 2014 года за него проголосовало 86% челябинцев. В 2015 году его поддерживали 65% жителей области, а в рейтинге «Медиалогии» он занимал 7 из 85 позиций по РФ.
Но уже в 2016 году поддержка упала до 44%. А в 2018 рейтинг Дубровского челябинские политологи оценивали, как «отрицательный». Почему это произошло? Во-первых, губернатору не удалось выполнить обещания, с которыми он шел на выборы в 2014 году: в первую очередь, стабилизировать экономику Челябинской области, которой от предшественника Дубровского Михаила Юревича достались долги на 15,2 млрд рублей (17,5% от собственных доходов региона). Долги были погашены, но наступило ухудшение в других сферах — безработица выросла с 1,38% в 2014 году до 5,4% в 2019 (а местами, как в Верхнем Уфалее, до 10%), а реальные доходы челябинцев упали на 17%, что признавал и сам губернатор.
Вторая причина непопулярности Дубровского — провал крупных проектов. Анонсированное главой региона строительство высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом обернулось критикой со стороны жителей области, которые указывали, что добраться из одного города в другой сегодня можно за три часа, а стройка дополнительно ухудшит экологию Челябинской области, которая и без того — одна из худших в России.
Экология — один из основных провалов Бориса Дубровского. Губернатор, например, публично поддержал строительство Томинского горно-обогатительного комбината, против которого в Челябинске проходили многотысячные митинги.
При Дубровском же в Челябинске произошел т.н. «мусорный коллапс» — из-за закрытия городской свалки и передела рынка по вывозу отходов (в котором приняло участие и принадлежавшее до 2017 года семье губернатора ООО «ЦКС») из города на протяжении нескольких месяцев не вывозили мусор.
Начавшееся при Дубровском создание в районах области так называемых «территорий опережающего развития» также не дало ожидаемого эффекта: не было создано и трети необходимых рабочих мест.
Однако самой главной проблемой Дубровского стало отсутствие обратной связи с челябинцами. Губернатор так и не стал для региона «своим». Даже своего жилья в Челябинске у Бориса Дубровского не было — жил в резиденции. Зато в октябре 2018 года журналисты обнаружили у губернатора квартиру на Никольской улице в Москве площадью 220 кв м и стоимостью около 350 млн рублей. В декларации о доходах Дубровского значится нежилое помещение аналогичной площади.
Стать «своим» губернатор мог после трагедии в Магнитогорске. Сразу после взрыва в жилом доме на Карла Маркса, Борис Дубровский прибыл в город и начал встречаться с родственниками погибших и пострадавшими. Работал 24/7. Заметно переживал и решал проблемы людей лично.
А затем сам перечеркнул свои усилия:
когда жители дома попросили расселить его полностью, ссылаясь на трещины в стенах и психологический страх жить на месте трагедии, Дубровский заявил, что разговоры о расселении являются «пляской на костях».
«Другого выражения я употребить не могу: кто-то пытается плясать на костях. Начинают собирать какие-то подписи, раскачивать ситуацию», — сказал губернатор. Через неделю после этого заявления расселить дом поручил лично Владимир Путин.
Замена
Исполнять обязанности главы Челябинской области после отставки Бориса Дубровского будет занимавший до этого пост замминистра энергетики Алексей Текслер. Текслер — уроженец Челябинска, проживший в городе 16 лет. Он уже позиционирует себя, как «своего»: «Важно будет заслужить доверие челябинцев, получить их поддержку. Что касается основных задач, конечно, в фокусе внимания будут национальные проекты, в том числе экология. Вы правильно сказали, есть экологические проблемы в регионе, их надо будет решать. На этом надо будет сосредоточиться. Но и социально-экономическое развитие, рост благосостояния жителей, дороги, сельское хозяйство. В общем, регион не только промышленный, но и аграрный. Надо будет уделять внимание и социальной сфере», — сказал Текслер на встрече с президентом Владимиром Путиным.
До Челябинска Алексей Текслер успел поработать в Норильске, где, как минимум, не засветился в скандалах. Что важно: будучи «своим» для Челябинска, Текслер долгое время жил в других регионах, и не является «своим» для челябинских групп влияния. Тот же Борис Дубровский считался креатурой Магнитогорского металлургического комбината и его владельца миллиардера Виктора Рашникова. Сможет ли Текслер найти с местными элитами общий язык, оставшись при этом самостоятельной фигурой, — покажут следующие пять лет.
спецкор
Journal information