Расстроенный сон, неврозы, першение в горле — вот чем обернулось открытие в конце сентября третьей полосы аэропорта Шереметьево для жителей Красногорска и Лобни, московских районов Митино и Тушино, поселков Путилково и Голиково. Бабушки вместо телевизоров теперь часами смотрят с балконов на самолеты и замеряют шум с помощью специальных приборов. «Новая» поговорила с людьми, качеством жизни которых пожертвовали для комфорта пассажиров и прибыли перевозчиков.
Самолет авиакомпании «Россия» с подсвеченным триколором на хвосте пролетает над крышами домов в коттеджном поселке Голиково. Он летит вслед за другим бортом, который еще не успел скрыться из вида.
— В первой половине дня прут грузовые самолеты. Этим монстрам все равно над чем лететь: садиком, школой, жилым домом, — говорит Ирина Бытная — жительница Голиково. Она уже не отвлекается на рев очередного приближающегося рейса и говорит спокойно, даже когда он летит над ее головой. Мне почти приходится читать по губам.
Уже несколько месяцев Ирина записывает, над какой улицей и в какое время пролетают самолеты.
— Я гуляю с собакой одним маршрутом в одно и то же время. Вылетают, как карты у шулера. По моим наблюдениям, на максимально низкой высоте они летят в выходные, когда Роспотребнадзор не выезжает делать замеры, — говорит Бытная. — Мы выступаем за возвращение прежних маршрутов.
Восточные рейсы из Шереметьево разворачиваются по новой траектории уже полгода, а с открытием новой взлетно-посадочной полосы, ВПП-3, интенсивность полетов увеличилась: минимум 70 взлетов днем, минимум 35 взлетов ночью. Раньше самолеты не могли взлетать с двух полос одновременно из-за близкого расположения ВПП-1 и ВПП-2.
Голиковцы даже вызывали независимых замерщиков, которые выявили превышения по шуму как на улице, так и в квартирах. Но Роспотребнадзор посчитал, что «основания для внеплановой экспертизы отсутствуют».
— Голиково с такой проблемой сталкивается не первый раз, — рассказывает Евгений — другой житель поселка. — В 2000-х по выходным летало много чартерных рейсов. Они тоже шли над домами, но тогда в поселке жил человек, имевший отношение к структурам Шереметьево. Ему было некомфортно, он звонил куда-то, и все прекращалось. Но та высота полета не сравнится с тем, что происходит сейчас.
Пролетев над Голиковым, самолет с триколором направляется к «Лесной поляне» — садоводческому товариществу, где рядом с трехэтажными коттеджами стоят старые «деревяшки», построенные в начале 60-х.
— Нас никто не предупреждал о планах на введение ВПП-3 ни семь лет, ни год назад, — говорит Марина — одна из жительниц «Лесной поляны».
— Недавно за 24 минуты пролетело восемь рейсов. Я все понимаю, налаживаем торговые и другие связи, но почему это происходит за счет нас?
Марина рада, что у нее есть квартира, куда можно сбежать от гула, и сочувствует всем, у кого такой возможности нет. Однако о сельской идиллии — «домике в деревне» на пенсии — Марина теперь забудет. И не только она, но и вся ее семья. По словам женщины, ее внучка теперь часто засыпает с вопросом: «Они не полетят?».
Развернувшись над Опалихой и Красногорском, самолет появляется над Митино. Здесь — ядро инициативного движения, выступающего за изменение маршрутов. Высота полета над Митиным уже больше, но и дома тут не малоэтажные.
— Мы живем на 18-м этаже. До момента, пока дети не заметили самолет над самой крышей дома, они не пугались. А после увиденного ребенок спросил: «Мам, он в наш дом летит?»
— рассказывает активистка Татьяна.
Больше всего здесь переживают о здоровье и безопасности детей. Кто-то говорит о нарушениях сна, кто-то о постоянном кашле, а кто-то о ребятах, которые засматриваются на самолеты, переходя дорогу.
— С шумом можно смириться, если речь идет об аэропорте небольшого города, где максимум десять рейсов в день, — рассказывает Олег Грибаков — другой митинский активист. — Летом, когда еще не открыли ВПП-3, самолеты летали через нас только при западных ветрах. Люди сидели и с ужасом ждали, когда снова полетит этот МКАД над головой. А теперь ждать не нужно: они летают постоянно.
У каждого аэропорта есть приаэродромная территория, включающая в себя семь подзон, которые подвергаются негативному воздействию загрязнений и шума. Такие места непригодны для жизни. Однако в седьмой подзоне можно строить дома со звукоизоляцией и другими дополнительными условиями.
Полгода голиковцы, красногорцы и жители других поселков спрашивали, являются ли их дома частью приаэродромной территории.
Если да, то почему не расселяют или не выплачивают компенсацию? А если нет, почему ежечасно превышаются нормы шума?
Правительство обратило внимание на проблему подзон только после конфликтов с застройщиками, работающими рядом с аэропортом Внуково. Из-за большой площади приаэродромных территорий в Москве приостановлено строительство около 50 млн квадратных метров недвижимости. В октябре Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору пересмотреть санитарные правила и нормы. Приаэродромные территории будут сокращать, а уровень допустимого шумового воздействия повысится.
Теперь над Голиково и другими населенными пунктами, где зафиксировали превышения по старым нормам, самолеты могут летать сколько угодно.
Активистам из Митина уже восемь раз отказывали в митинге «на районе» (якобы нет подходящей площадки) — отправляют в «гайд-парк» в Сокольниках.
— Когда согласуют, будем участвовать всей семьей, — говорит Татьяна из Митина. — А если появятся непредвиденные обстоятельства, то одна я выйду в любом случае. В «Вестях» сказали, что людей, у которых забор граничит со взлетной полосой, могут расселить в течение двух лет. А сколько же тогда ждать тем, кто живет в Митине?
На открытии ВПП-3 19 сентября глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 млрд руб. для выкупа участков, расположенных в санитарно-защитной зоне ВПП-3. И что этих средств достаточно, чтобы расселить всех желающих.
Journal information