?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О маленькой победе в Великой битве за права потребителей.

Заголовок реплики может показаться гиперболой на фоне коронавирусного редизайна Конституции, но поверьте: через месяц-другой преходящие страхи рассосутся, повседневность вернется на круги своя, а вот помянутая Великая битва останется. Битва, которую каждый из нас ведет на протяжении уже четверти века, хотя большинство о ней даже не догадывается! Признайтесь: когда в последний раз вы ремонтировали бытовую технику или электронику? Увлажнитель воздуха? Стиральную машину? Компьютер? Монитор? Телевизор? Смартфон? Не припоминаете? Вот и я тоже не припоминаю. Ответы на эти вопросы, безусловно, во многом зависят от региона и страны проживания, однако вектор остается неизменным и для Америки, и для Франции, и для Польши, и для России, и для Китая: технологические устройства, нас окружающие, не ремонтируются, а выбрасываются, а вместо старых покупаются новые — мониторы, смартфоны, телевизоры, холодильники.





Фото: Reuters



Теперь самое главное: мы покупаем новые вещи, а не чиним старые не потому, что нам этого хочется, тем более не потому, что нам это выгодно, а потому, что таковы правила современного консюмеризма. В модели потребления последней четверти века усилия производителей техники направлены на то, чтобы заставить нас соблюдать эти правила.

Арсенал принуждения бесконечно разнообразен:


  • старая техника выходит из строя как по мановению волшебной палочки аккурат на следующий день после того, как на нее заканчивается гарантия;

  • ремонтировать разрешается только в авторизованных центрах обслуживания конкретного производителя. Эти центры, сколько бы их ни было, расположены за тридевять земель от большинства потребителей, однако никого это не волнует: хочешь сохранить гарантию — отправляйся в дальний путь либо раскошеливайся на почтовую рулетку;

  • влез кривыми своими ручками внутрь гаджета да хоть бы просто из любопытства? Напрасно. Следовало почитать сначала наклейку, прикрывающую винтики на корпусе: Warranty void if removed (в случае удаления гарантия аннулируется);

  • при ремонте разрешается использовать только оригинальные запчасти и расходные материалы, цена которых почти всегда в 5, 10, 20 раз превышает аналоги от сторонних производителей;

  • купил программу или операционную систему? Замечательно, но помни, что она умрет вместе с твоим компьютером, потому что установка разрешена только на нем;

  • послушал музыку, посмотрел фильм, понравилось и решил поделиться с товарищем? Теперь по закону тебе полагается штраф до 250 тысяч долларов, а то и тюремное заключение;

  • купил новый зарядник вместо сгоревшего для своего телефона? Адаптер для ноутбука? Провод для планшета? Даже не надейся весь этот хлам использовать с другим телефоном, ноутбуком, планшетом. В лучшем случае не подойдет, в худшем — спалишь оборудование;

Все эти уловки дополняются брутальным навязыванием общественному мнению культа перманентного «апгрейда», намертво приваренного к мифу социального успеха:

хочешь быть крутым? Не вопрос: одевайся только по моде наступающего сезона, пользуйся только последней моделью смартфона, читай только те книги, о которых говорят и пишут сегодня.

Перечисленные ужасы современного консюмеризма ужасны не по факту их существования, а именно по практикам навязывания. Не только крупнейшие монополии, но подавляющее большинство производителей, не находясь в формальном заговоре, бросают тем не менее, доступные им интеллектуальные и материальные ресурсы на разработку и создание гаджетов, бытовой техники и автомобилей, raison d'être которых — выходить из строя как можно скорее после окончания официальной гарантии. Через год, два, три, на самый худой конец — через пять.

Все именно так и происходит: если гаджет не ломается целиком, то непременно — на уровне ключевых узлов и интерфейсов. Стоимость деталей и работы по их замене в авторизованных центрах настолько завышена, что в 10 случаев из 10 выгоднее купить новый гаджет, а не ремонтировать старый.

Особая форма изуверства: функциональную технику продают по себестоимости, а расходные материалы — по ценам, завышенным в 10–100 раз. Тут тебе и принтеры, и МФУ, и бритвенные станки, и электрические зубные щетки со сменными насадками, которые стоят дороже, чем сама щетка.

Действия эти, направленные против потребителя, ведутся слаженно, целеустремленно, безальтернативно и перманентно. Это настоящая война, от которой негде укрыться. Разве что напрочь отказаться от соблазнов цивилизации и прекратить всякое потребление.

Для кого-то абстиненция тоже, наверное, вариант, но мне хочется еще побороться, потому и радуюсь каждой победной весточке, поступающей к нам из передовых окопов Великой битвы.

Поверите ли, но Великая битва сейчас в полном разгаре. Не у нас, разумеется, а там, где сначала сами сотворили проблему, потом ужаснулись содеянному и под конец ринулись воевать с собственным детищем.

Информационный повод для сегодняшней реплики — принятое на днях решение Еврокомиссии о расширении списка устройств, подпадающих под действие готовящегося закона о «праве на ремонт».

Отныне возможности издеваться над потребителями лишатся не только производители холодильников, телевизоров и стиральных машин (их включили в действие закона в декабре 2019 года), но и смартфонов, планшетов и ноутбуков.

Борьба за «право на ремонт» началась в Соединенных Штатах в далеком 2001 году в самой чувствительной области потребления — автомобильной. На лоббирование первой законодательной инициативы (Motor Vehicle Owners' Right to Repair Act) у общественных объединений потребителей ушло 11 лет, да и то успеха удалось достичь лишь в одном штате — Массачусетсе (июль 2012 года).

В 2013 году общественное движение за «право на ремонт» распространилось на сферу цифровой электроники, была сформирована национальная ассоциация ремонта (The Repair Association), которой удалось провести аналогичные законы еще в 17 штатах. В 2016 году к движению присоединились фермеры.

Особенность американских законодательных инициатив, защищающих потребителей, заключается в акцентировании сугубо правовых аспектов: практика производителей, направленная на усложнение ремонта, сокращение срока службы товаров и склонение к приобретению новых устройств, считается ущемлением гражданских и конституционных прав граждан и на этом основании должна быть объявлена вне закона и устранена.

Представление об эффективности такого подхода можно составить по одному частному случаю:

в апреле 2018 года наклейки с надписью Warranty void if removed (в случае удаления гарантия аннулируется) были признаны нарушением закона и запрещены.

В Евросоюзе решили пойти оригинальным путем, поэтому удалили из законодательных инициатив упоминание прав потребителей, а заодно — и самого «права на ремонт», заменив всю конструкцию идеей экологического возрождения.





Франс Тиммермас — комиссар «зеленой сделки» в ЕК. Фото: EPA



Все законодательные инициативы в данном направлении реализуются в рамках дорожной карты т. н. Европейского Зеленого Договора (The European Green Deal). Центр Зеленого договора — Директива Экологического дизайна (Ecodesign Directive), которая была поставлена на повестку дня еще в 2009 году.

На протяжении 11 лет эта законодательная инициатива обрастала поправками, которые принимались, отзывались, переписывались, снова принимались и снова отзывались под давлением лоббистов со стороны производителей, зачастую в рамках одной и той же законодательной сессии.

После нескончаемых мытарств и переделок закон, похоже, вышел на финишную прямую. Была даже назначена дата вступления его в силу — 1 марта 2021 года. С учетом принятых в ЕС темпов — уже завтра.

Цель европейских экологических маневров благо нисколько не меняется от терминологии и остается такой же, что и у американского аналога: запретить производителям издеваться над потребителями.

Единственная разница: в европейском дискурсе сознательное выведение из строя техники сразу после окончания ее гарантии, а также маркетинг, подбивающий к покупке нового гаджета вместо ремонта старого, объявляются не врагами потребителей, а врагами матушки-природы.

Изысканность такого маневра, безусловно, достойна того, чтобы ее оценили: когда производители штампуют проприетарные зарядные устройства, не совместимые с техникой конкурентов; когда соединительные кабели не являются взаимозаменяемыми; когда умышленно выпускаются смартфоны и ноутбуки, которые невозможно разобрать, без того чтобы не порвался шлейф или не сломалось соединительное крепление; когда замена мелкой детали невозможна из-за того, что на нее установлена заоблачная цена; когда деталь отсутствует в неавторизованных центрах, потому что производитель «случайно» забыл поделиться технической документацией; когда самих авторизованных центров нет поблизости, поэтому приходится покупать новый гаджет, — все это в европейской формулировке закона считается не нарушением прав потребителя, а преумножением e-waste, электронного мусора. Что является, по логике европейских людей, едва ли не самым тяжким преступлением, какое только можно вообразить. Соответственно, под стать тяжести готовятся и штрафы.

Производитель понимает, что грядут сложные времена, поэтому, пока закон не принят, лютует на всю катушку. Хрестоматийный пример — Apple, законодатель мировых мод в сфере проприетарных потребизвращений.

Десять последних лет ЕС, не имея рычагов законодательного давления, пытается уговорить Apple отказаться от нескончаемого потока проприетарных соединительных интерфейсов. В какой-то момент показалось, что совесть проснулась, и Apple вот-вот согласится перейти на общепринятый стандарт mini USB.

Не тут-то было: в сентябре 2012 года купертиновцы торжественно представили миру очередной самобытный самопал— коннектор Lightning и, желая, видимо, еще больше досадить европейским законодателям, выбросили на рынок еще и переходник (с безумным, как водится, ценником) — от Lightning к mini USB. Вместо одного e-waste вышло сразу два электронных мусора!

Можно не сомневаться, что после вступления в силу 1 марта 2021 года закона Ecodesign Directive его действие ощутят на себе все производители, но больнее остальных придется именно Apple, ибо его продукция нарушает права потребителей и идеалы экологически чистой Европы по всем параметрам: проприетарные интерфейсы, ремонтонепригодная техника, запреты на использование деталей сторонних производителей, запрет на услуги неавторизованных центров обслуживания и т. д.

Формат колонки, к сожалению, не позволяет мне рассказать обо всех этапах Великой борьбы потребителей за свои права. Чего стоит одна лишь история Эрика Лундгрена, который в 2012 году попытался раздавать покупателям подержанных компьютеров во Флориде т. н. restore disks, диски для восстановления старых версий ОС Windows (которые Microsoft сама раздавала бесплатно!),

и получил за это 15 месяцев тюремного срока и 50 тысяч долларов штрафа.

А еще есть восхитительный производитель сельскохозяйственной техники John Deere, чьи тракторы и комбайны напичканы электроникой до такой степени, что они регулярно вырубаются посреди поля в разгар урожайной страды. Фермеры, однако, не могут ничего самостоятельно ни починить, ни исправить, ни поменять, потому что электроника превращает их технику в груду металлолома, оживить которую имеет право только авторизованный механик. Этого механика нужно выписывать за тридевять земель, и тогда он, может быть, приедет через пару-тройку дней на ваше поле и устранит неисправность. По таксе 130 долларов в час.

Стоит ли удивляться, что самый популярный цифровой товар в американской сельской глубинке — это патчи русских и украинских хакеров, которые за секунду снимают блокировку электроники, после чего поломку техники John Deere устраняют сами местные умельцы. За 20 долларов и пинту пива.

Подобных историй с фронтов Великой битвы за попранные права потребителей я мог бы рассказать читателю дюжины. Надеюсь, у нас еще сложится для этого оказия. Пока же предлагаю еще раз порадоваться: и благой вести с европейской передовой, и самой идее, что за наши с вами потребительские права где-то кто-то энергично сражается.

Сергей Голубицкий
журналист, автор проектов minoa.biz и vcollege.biz

promo novayagazeta 09:01, Воскресенье 46
Buy for 1 000 tokens
Нобелевские лауреаты обратились в Международный комитет Красного Креста с требованием вмешаться в судьбу Алексея Навального. На этих фото один и тот же человек, снимки сделаны с интервалом в два года. С момента задержания Алексея Навального в январе 2021 года и за время его нахождения сначала…

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Mar. 20th, 2020 09:02 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Техника.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
911_796_90_28
Mar. 20th, 2020 09:37 pm (UTC)
Like
larisa_vaneeva
Mar. 20th, 2020 09:38 pm (UTC)
Like
saarem
Mar. 20th, 2020 10:05 pm (UTC)
Постоянно чиню старые вещи,не только технику. Автор какой-то восторженный дурачок.
vust
Mar. 21st, 2020 06:46 am (UTC)
Поэтому у вас очень старые вещи.
livejournal
Mar. 20th, 2020 10:37 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей Московского региона в LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
nina_chatte
Mar. 20th, 2020 10:51 pm (UTC)
Like
belcantante
Mar. 20th, 2020 11:27 pm (UTC)
Like
cernec
Mar. 20th, 2020 11:48 pm (UTC)
Like
siatomic
Mar. 21st, 2020 01:46 am (UTC)
давно уже эти мысли возникают,хорошо что кто-то перешел к делу.Взять к примеру автомобили.Почему бы не запретить модифицировать детали? А получается одна модель разного года и детали уже не взаимозаменяемы.
Kamil Rinatovich
Mar. 21st, 2020 03:22 am (UTC)
"батенька" да вам готов диагноз...
вы мааасквич, ну или в крайнем случае миллионер (в нормальных деньгах)
m0legula
Mar. 21st, 2020 04:56 am (UTC)
Like
m0legula
Mar. 21st, 2020 04:58 am (UTC)

Просто так John Deere посреди поля не встанет, поверьте мне. Самый надёжный и ремонтопригодный трактор в мире. Инфа 100%.

nikolauss
Mar. 21st, 2020 05:31 am (UTC)
Проблема невзаименяемости деталей и узлов техники разных производителей и её малым ресурсом прямо связана с массовым производством такой техники крупными компаниями - при мелкосерийном и единичном производстве это просто невыгодно, отсюда и решение проблемы: постепенный отказ от массового производства и самих крупных компаний в пользу небольших производств, для которых предельно низкая себестоимость и умышленное навязывание покупателям невзаимозаменяемых запчастей - попросту не нужно.
Законодательное принуждение крупных производителей к соблюдению прав потребителей и защите экологии будет неэффективным, так как крупному промышленному лобби легче пробить нужные законы, или обойти неудобные, чем изменить порочную практику "доения" покупателей.
Данная тема также касается производства опасных для человека продуктов питания и лекарств, и здесь причины их производства также связаны с желанием производителей к предельно низкой себестоимости продукции, и эту проблему также можно решить постепенным отказом от крупного индустриального производства - в пользу малого производства товаров небольшими партиями, при котором производителю будет невыгодно снижение себестоимости за счёт качества товара.
У отказа от крупного производства есть только один, но весьма существенный минус: это снижение объёмов экономики, и как следствие - обороноспособности государства, так как экономика является основой военного могущества любого государства, и решение этой важной проблемы возможно только на международном сотрудничестве в сфере коллективной безопасности.
i_galperin
Mar. 21st, 2020 07:30 am (UTC)
Like
laryc1
Mar. 21st, 2020 08:35 am (UTC)
И Грета Тунберг, оказывается, может быть полезна. :)
evening_cowboy
Mar. 21st, 2020 08:39 am (UTC)
Like
a1ximik
Mar. 21st, 2020 09:42 am (UTC)
Like
falcon_45
Mar. 21st, 2020 04:17 pm (UTC)
Like
whyserious
Mar. 22nd, 2020 07:03 am (UTC)
Like
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

February 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel