?

Previous Entry | Next Entry

Еврейский ответ

Как Чебурашка, кот Леопольд и старик Хоттабыч попали на выставку «Найди еврея» в галерее ГРАУНД Солянка.

Я не верю, когда соотечественники возраста сорок плюс, имеющие внешность, которую хоть отдаленно можно принять за еврейскую, говорят мне, что не сталкивались с антисемитизмом. То есть антисемитизм, разумеется, и сейчас есть, но он чаще другой. Неочевидный. Вот одну знакомую девушку на днях повысили по работе. Она была официанткой, а ей в том же кафе предложили встать за кассу и зарплату повысили. Предыдущая кассирша уволилась, искали новую — и выбрали эту девушку.

Причину объяснили так: «Ваша нация — она с деньгами умеет».

Наверное, можно спорить — антисемитизм ли это: ведь жизнь девушки в итоге улучшилась. Я-то уверена, что — да. Ведь на нее смотрели и видели ее национальность. А это, я уверена, оно и есть.

Но в семидесятых и восьмидесятых мы сталкивались с куда более очевидными кейсами. Причем главным их «производителем» было государство, а граждане подтягивались.

Например, еврей «по паспорту» (да и «по физиономии») не мог поступить, скажем, на мехмат МГУ — и это была инициатива государственная.

А в пятом классе на уроке биологии мой одноклассник вдруг заорал, перебивая учительницу, которая объясняла нам, как растения размножаются черенками и отводками: «Вы, евреи, размножаетесь черенками!» У меня внутри все сжалось, и я по наитию выпалила: «А вы размножаетесь от водки!» Так вот, поступок моего одноклассника — это была инициатива частная.

Тут могло бы быть рассуждение о том, насколько эти настроения изменились за постсоветское время, насколько отсутствие резко выраженного государственного антисемитизма влияет на выветривание таких настроений на человеческом уровне и появились ли народности, как бы подменившие евреев в качестве мишени таких настроений. Все это очень интересно, но я сейчас о другом. О феномене советского еврея. О том — что такое советский еврей. О том — как эта еврейскость выражалась. Потому что наша выставка «Найди еврея» (она открывается 14 сентября в галерее ГРАУНД Солянка) рассказывает именно об этом.

Фото: соцсети

Что такое послевоенный советский еврей? Каким образом он оставался евреем, не сохранив по большей части своей религии, языка, не сохраняя традиций, а часто с удовольствием воспринимая традиции новые?

На этот вопрос есть серьезный ответ. Он такой: советские евреи представляли собой сообщество судьбы.

Это поэтическое словосочетание — сообщество судьбы — устоявшийся социологический термин. Его — каждый по-своему — употребляли Георг Зиммель, Макс Вебер, а позже Ханна Арендт. «Судьба», организующая такое сообщество, — это угроза, обрушивающаяся на людей, часто не объединенных ничем, кроме признака, который делает их подлежащими этой внешней агрессии. Масштаб бедствия может быть различным — от катастрофы (или Катастрофы) до куда более мягких форм ксенофобии и других видов отчуждения — но результатом всегда оказывается возникающая общность тех, кто ущемлен. Послевоенный и позднесоветский антисемитизм определенно обуславливал возникновение такого сообщества. И, соответственно, возникновение идентичности, формировавшейся вопреки и по поводу консолидированного отношения к евреям как к «другим».

Пусть мы — другие. Но в таком случае мы — это именно мы.

Готовя выставку, мы с моим сокураторм Катей Бочавар и дизайнером Игорем Гуровичем разговаривали со многими людьми с советским опытом, которых можно даже назвать «знаковыми» евреями — с Людмилой Улицкой, Геннадием Хазановым, Георгием Пинхасовым, — и все они говорили одно и то же. При их любви к русской культуре, встроенности в нее они, возможно, и забыли бы о своем еврействе.

Кураторы выставки Анна Наринская и Катя Бовчар. Фото: соцсети

Постоянно помнить о нем их заставляло окружающее их неприятие — от точечной и как бы личной «жидовской морды» в трамвае до идущего сверху запрета на важные должности и покрывающего все информационное поле замалчивания «еврейского» и — от культуры, до реальных масштабов Холокоста. Более того, это ощущение сопротивления среды объединяло людей, несмотря на непреодолимые в других обстоятельствах различия:

профессор из Ленинграда и бухгалтер из Винницы ощущали общность и единство, невозможные ни при каком другом раскладе.

Этот серьезный научный феномен (который работает, разумеется, применительно не только к евреем — сообществом судьбы были, например, блокадники, к нему и сегодня можно отнести самые разные группы людей, подвергающихся давлению) в нашей ситуации имел часто несерьезные и даже веселые последствия.

Cлышали ли вы о том, что Чебурашка — еврей? А кот Леопольд? Что вам известно об иудейских корнях старика Хоттабыча? Об иудеях в сказках о Волшебнике Изумрудного города? Что вы знаете об иудаистской символике на Новом Арбате? А на изделиях фабрики хрусталя в Гусе Хрустальном? О синагоге в «Бриллиантовой руке»? Что из этого — осознанный замысел, а что — миф? И существенна ли тут разница?

И как все это отвечает на вызов судьбы, образующей такое сообщество.

Наша выставка — про это.

Анна Наринская
специально для «Новой газеты»

Buy for 1 000 tokens
Мы вновь выпустили Ту самую «Новую газету» в PDF. На обложку мы вынесли грядущие выборы следующего года. Борис Вишневский рассказывает о том, как под шумок снова изменили закон о выборах. В продолжение темы — социологи из «Russian Field» за 300 дней до…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Sep. 13th, 2020 05:02 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
ilvas
Sep. 13th, 2020 05:11 pm (UTC)
А выставка, надо полагать, должна простимулировать бытовой антисемитизм, а то как-то поугасло?
del_vecchio
Sep. 13th, 2020 05:38 pm (UTC)
настоящие антисемиты по выставкам не ходють
procol_harum
Sep. 13th, 2020 05:27 pm (UTC)
Про антисемитизм надоело до чертей. Евреи здесь переборщили.
del_vecchio
Sep. 13th, 2020 05:49 pm (UTC)
Да откуда им знать-то про антисемитизм, этим евреям?! Им и половины того, что про них думают, стесняются сказать. Да даже больше чем половины. Мне вот, как русскому, постоянно приходится выслушивать антисемитские излияния моих соплеменников. Потому что меня-то они не стесняются, говорят все как думают. Годам к 20 мне это надоело настолько, что я сам вдруг перестал быть антисемитом.
elena_tt
Sep. 13th, 2020 05:30 pm (UTC)
Like
belcantante
Sep. 13th, 2020 05:44 pm (UTC)
Like
yuridmitrich
Sep. 13th, 2020 06:13 pm (UTC)
= и я по наитию выпалила: «А вы размножаетесь от водки!»

Всем известна еврейская солидарность. Заступилась за учительницу, а про пьяниц-русских родители дома всё время говорили.
livejournal
Sep. 13th, 2020 06:38 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей Московского региона в LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mr_andynet
Sep. 13th, 2020 06:48 pm (UTC)
Like
mr_andynet
Sep. 13th, 2020 07:07 pm (UTC)
Вы во многом правы. Однако есть один нюанс - российское типа "общественное сознание" воспринимает подобные проявления активности на уровне как, например, пропаганда ЛГБТ. Массы абстрактно любят кого-то, имеющего еврейские корни, типа Высоцкого и прочих, но не готовы принимать их национальную принадлежность как данность. А власти этот подход культивируют, несмотря на список ближайших друзей Путина. Всё по-прежнему - каждому - своё! Удачи! :-)))

Edited at 2020-09-13 07:17 pm (UTC)
falcon_45
Sep. 13th, 2020 07:49 pm (UTC)
Like
colomb300
Sep. 13th, 2020 08:27 pm (UTC)
:))))) антисемитизьм, это результат святой веры евреев в долбоебизм гоев
buck_sleezy
Sep. 13th, 2020 09:43 pm (UTC)
Я свято верую в долбоебизм определённой части евреев. Наблюдал.
Не менее свято я верую в долбоебизм эквивалентной части русских (тоже наблюдал - например, в предыдущем комментарии).
Я антисемит-русофоб?
А если добавить сюда мою веру в долбоебизм аналогичного процента удмуртов, испанцев, японцев, грузин, англосаксов, угро-финнов, маори и, страшно сказать, афроамериканцев, - как меня вообще земля носит?!
urpflanze
Sep. 13th, 2020 08:32 pm (UTC)
То, что кот Леопольд - не наш, не русский кот, это для меня очевидно. То,что он еврей, слышал, как одну из гипотез, которую непонятно как проверить.
matsea
Sep. 14th, 2020 03:39 am (UTC)
Плюсую. Стереотипы складываются про все нации. "Он француз, прекрасно готовит", или "обаятельный бездельник, как все итальянцы". Или: "ну да, обыкновенный русский раздолбай" - это русофобия? На этом фоне "ваша нация с деньгами умеет" - это вполне себе комплимент.
Я еврейка на 75%, если что (и на 25% антисемитка)
buck_sleezy
Sep. 13th, 2020 09:08 pm (UTC)
На выставку, живи я в Москве, сходил бы с большим интересом.
А вот по тексту есть вопрос.

"Причину объяснили так: «Ваша нация — она с деньгами умеет».
Наверное, можно спорить — антисемитизм ли это: ведь жизнь девушки в итоге улучшилась. Я-то уверена, что — да. Ведь на нее смотрели и видели ее национальность. А это, я уверена, оно и есть."


Я однажды искал мастера - сделать ремонт в квартире. И мне знакомая порекомендовала одного человека: "Он - немец, он каждый миллиметр выверять будет".
Вопрос: было ли это высказывание антигерманизмом?

P. S. Мастер в итоге был нанят, работал действительно вполне добросовестно и точно, оказался русским. То есть "немец" было некоей фигурой речи. Но суть вопроса от этого, по-моему, не меняется.
echiesinebesiev
Sep. 13th, 2020 11:17 pm (UTC)
Like
nahaga89
Sep. 14th, 2020 04:19 am (UTC)
Я, как лицо армянской национальности, всегда очень уважал евреев. Но после фильма Парфёнова "русские евреи" зауважал ещё больше! Очень жаль, что не живу в Москве. 
murtazin2011
Sep. 14th, 2020 06:04 am (UTC)
Like
stabilen
Sep. 14th, 2020 06:37 am (UTC)
у меня такой вопрос к знающим людям: почему немолодые уже евреи любят называть себя уменьшительно-ласкательными именами - Катя, Маша, Нюта, Митя и т. п. ?

Edited at 2020-09-14 06:39 am (UTC)
ara_che
Sep. 17th, 2020 04:22 pm (UTC)
Like
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel