Первая половина вторника в Нагорном Карабахе прошла непривычно спокойно: обстрелы Степанакерта временно прекратились. Корреспонденты «Новой газеты» доехали до Шуши, где на днях разбомбили культурный центр, в котором, по утверждению местных жителей, в этот момент находились сотни военных и полицейских. Хотя Нагорно-Карабахская Республика (НКР) утверждает, что ее военные потери составляют 320 человек, добровольцы рассказывают, что потери намного больше, призывникам не хватает оружия и обмундирования, а ситуация на фронте плачевная. Уже вечером 6 октября Степанакерт снова начали бомбить.
Война войной, а бюрократия по расписанию. Как только мы подъезжаем к зданию разбомбленного 4 октября культурного центра в Шуши (в армянском варианте название города не склоняется – прим. ред), к нам подходят полицейские. Они не дают снимать здание на камеру и фотографировать и предлагают проехать в отделение полиции, чтобы разобраться.

Пока они полчаса проверяют наши документы, а мы бесимся, что уходит драгоценное время, крупный полицейский Георгий рассказывает, что ночью и утром, в отличие от двух предыдущих дней, в Шуши было спокойно.
— Надо жить дружно, — говорит он. — А тому, кто не хочет…
— Тому ****** [кранты], — не дает ему договорить торопливый корреспондент Антон из Эстонии.
— Еще хуже, чем ******, — соглашается Георгий без улыбки.
Наконец, нам разрешают снять здание клуба, но только снаружи, объясняя, что внутри еще работают спасатели и находиться там опасно. Наш водитель Синод рассказывает, что, когда здание разбомбили, внутри находились 600 военных и полицейских. Они, по его словам, специально собрались на совещание в гражданском объекте, чтобы не попасть под обстрел. «Но нашелся предатель, который их сдал. И такой у нас явно не один», — злится Синод.

В культурный центр ракета прилетела прямо по центру здания. В радиусе 50 метров от него валяются куски красной жестяной крыши, асфальт вокруг усеян осколками. Тут же прямо в проезжей части торчит неразорвавшаяся ракета «Смерч». Ее аккуратно обнесли полосатой лентой.
Неподалеку от культурного центра под хлипкими деревцами жмутся молодые ребята в ярко-желтых дождевиках. Это спасатели карабахского МЧС, которые разбирают завалы в здании. Один из них, Арут, очень неохотно рассказывает, что торчащая из асфальта ракета прилетела на следующий день, когда спасатели уже работали в здании. По его словам, в клубе 4 октября действительно шло совещание военных, а находилось там около 300 человек. Спасатели уже достали из здания 19 трупов.

Французские журналисты рассказывали мне, что были в Шуши в тот момент, когда в культурный центр попала ракета, и им говорили, что в нем прятались еще и женщины с детьми. Пока официально власти НКР сообщают о 21 погибшем местном жителе (Азербайджан — о 27).
***
Пообщавшись со спасателями, я отхожу к жилым домам напротив клуба — в них от взрывной волны вылетели стекла. Внезапно включается сирена воздушной тревоги — коллеги, спасатели и полицейские убегают в подвал культурного центра (где они обнаружат военные каски со следами крови внутри и оторванный приклад от автомата), а я захожу в ближайший ко мне жилой дом.
Сирена быстро смолкает (так бывает, когда ПВО заметили беспилотник), и становится очень тихо. Время как будто замирает. Накрапывает дождь, через открытую дверь подъезда я вижу, как по осколкам выбитых стекол бежит котенок, а за ним взрослая кошка, должно быть, его мама.

Вдруг с улицы доносятся обрывки разговора, я осторожно выглядываю наружу и вижу двух пожилых мужчин в камуфляже, которые мирно беседуют, будто ничего не происходит. Я кричу им: «Уже можно выходить?» А они, похоже, и не понимают, зачем это я спрятался в подъезде.
Как только я выхожу наружу, слышу, как вдалеке раздаются три взрыва, явно не в городе.
— Это, наверное, в Степанакерте, — говорит подошедший мужчина в черной шапочке. Его зовут Михаил, он сварщик — сына отправил на фронт, а сам записался добровольцем и ждет своей очереди. «Ты в Степанакерте был? Большую церковь видел? Это я крышу собирал. А здесь вообще половину Шуши я сделал», — хитро улыбается он.
К нам приближается еще один местный житель, Юрий, который предлагает уйти с дороги в недостроенное, но крепкое здание — там безопаснее.
— У нас, считай, один только культурный центр разбомбили, хотя беспилотники тут все время летают, а Степанакерт уже выглядит как Сталинград. Вчера более 100 снарядов «Смерча» по нему выпустили (об этом заявляли военные НКР. — И. А.), — говорит Юрий.

— Беспилотники вообще надо запретить, это дьявольское, подлое оружие! Но я один вопрос тебе задам: «Как смотрит Россия на это все?» — обращается ко мне сварщик Михаил.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Я - не армянин. Пока Эрдоган не "смог повторить" геноцид армян, территориальные разборки там мне, лично - по барабану. Вообще.
Унизит турок Лубянку в третий раз (да уже, в общем-то) - отлично!
Побьёт он Лубянку и на территории РФ? - вообще замечательно! Этим он - качественно ослабит чекистский контингент ИГИЛШОС - по всей планете. А Китай напрямую действовать, слава богам - не желает.
И мне для этого - и делать ничего не надо. Очень удобно.
Кстати и Траму.
И это правильно.
Это даже удачно - в свете американских выборов. Батька - неплохая дополнительная гиря на ноги. Хотя, по сравнению с "бесплатным лекарством, за три дня вылечившим Трампа от Короны" - невелика гиря, можно сказать - гантеля. Американцы - просто недостаточно отчаялись, чтобы повестись на такое. Такая реклама хороша для чумы, а не испанки. Для того дня, когда иной надежды - просто не остаётся. А ведь варианта - два. Или благодарность. Или гнев за попытку так нагло нажиться (не только в политическом смысле: что бесплатно для бедняка - вовсе не даром обходится для бюджета) на беде национальных масштабов... да мировых масштабов, собственно.
Ну да, два сапога пара. Чекистское пу начало бодренько наживаться на "вакцинах"-"лекарствах" даже раньше. Просто не через бюджет, который считает своим, благополучно присвоенным.
В Нью-Чекиздии, по (многолетним, да) итогам санкций транспорт - вообще остановится.
Попросить обратно уже поставленную качественную шестерёнку - невозможно. И в сущности - не нужно. Достаточно резко ограничить поставки следующих. Причём, в случае такой вот безнадёжной технической отсталости, весь транспорт, вся промышленность - всё остановится при ограничении в поставках всего нескольких ключевых деталей.
Ну да, санкции - вовсе не против чекистских олигархов - напрямую. Для своего бункера, пу - всяко раздобудет все комплектующие. Но когда страна встанет...