«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Categories:

Поражение совести

Департамент городского имущества Москвы отбирает квартиру у больного ребенка.


Ирина и Марфа. Фото из личного архива

У двенадцатилетней Марфы — муковисцидоз. Они вместе с мамой, Ириной Дмитриевой, живут в однокомнатной квартире в Южном Бутове. Это их единственная жилплощадь, которую уже полгода пытается отсудить Департамент городского имущества Москвы, чтобы вернуть ее в жилищный фонд города.

Я познакомилась с Ирой в декабре 2019 года, когда ситуация с лекарствами для больных муковисцидозом достигла критической точки. Ира — руководитель пациентского сообщества больных муковисцидозом.

Муковисцидоз — самое частое на планете генетическое заболевание. Из-за мутации гена все жидкости в организме очень вязкие. Густая мокрота вызывает поражение легких, хронические бактериальные инфекции. Чтобы просто дышать, пациент должен каждый день выполнять множество манипуляций, которые занимают от двух до восьми часов, в зависимости от стадии заболевания.

Нужны регулярные курсы качественных антибиотиков, поддерживающая терапия, дыхательные тренажеры.

В цивилизованных странах люди с таким диагнозом живут полноценной жизнью, получают образование, путешествуют, растят внуков. В России лишь 25% пациентов с этим диагнозом доживают до совершеннолетия.

Каждый день российской «МВшки» — борьба за жизнь. Потому что из-за импортозамещения нет качественных лекарств, нет проверенной терапии, инфраструктуры, потому что мало квот на трансплантацию легких и невозможно купить необходимые препараты и расходники даже за свои деньги.

На переднем крае этой борьбы — Ира Дмитриева. Ее дочке Марфе — 12 лет.

Утро Марфы начинается на полтора часа раньше, чем у обычного шестиклассника. Она пьет лекарства. Делает специальную зарядку — «кинезитерапию», чтобы помочь своим легким раскрыться. Пьет другое лекарство, разжижающее мокроту в легких, муколитик, откашливает ее. А потом на чистые легкие делает ингаляцию с антибиотиком. Ира, Марфа и их собака Черки живут в однокомнатной квартире в Южном Бутове. У Марфы своя комната, Ира живет на раскладном диване на кухне, там же поит гостей чаем, пишет бесконечные обращения в Общественную палату, Минздрав и другие ведомства.

Район Южное Бутово в Москве. Фото: РИА Новости

Ира рассказывает: «Марфа родилась в 2008 году в один день с известным певцом с муковисцидозом Грегори Лемаршалем. Диагноз поставили спустя месяц. Проявления болезни начались сразу, две тяжелые мутации сказываются. Всю жизнь мы жили на съемных квартирах. Марфу из роддома тоже принесли в бюджетную развалюху в Текстильщиках, где она и прожила с нами до своих десяти лет. С папой Марфы так вышло, что он всегда работал далеко от дома и в конце концов отдалился настолько, что мы с ней остались вдвоем. У меня оставались небольшие деньги от проданной квартиры в Обнинске и трети бабушкиной хрущевки и еще материнский капитал, которые мы стали вкладывать в строительство. Но пока ждали постройки дома, в котором планировали жить втроем, стало ясно, что нас осталось двое. Пришлось продать после затянувшейся на пять лет стройки однушку в Новой Москве. Она была очень далеко от города, я одна бы не смогла там жить с Марфой, ездить в город к врачам, в больницы.

Муж предложил взять ипотеку, чтобы перестать платить за чужое жилье. Мы купили однушку в Южном Бутове. Она висела в сберовской системе «Домклик», где только проверенные по документам квартиры. Ипотеку одобрили на 20 лет. Платить нам ее до старости. Но это была вожделенная однокомнатная квартира в полном нашем владении. Фантастическая перспектива для нас с подрастающей дочерью…»

Квартира была куплена в 2018 году. Ире пришлось взять еще один кредит на ремонт.

В августе 2020-го пришел иск от Департамента городского имущества Москвы с требованием освободить квартиру, вернув ее в фонд города. Ира не поверила, посмеялась, ведь точно какая-то ошибка.

Ирина и Марфа. Фото из личного архива

Собственником 3/4 доли квартиры является Марфа, ребенок-инвалид с генетическим заболеванием. У Иры с мужем по 1/8. Другой жилплощади нет. Основание для требований о выселении из квартиры: сделка, оформленная более десяти лет назад между Департаментом городского имущества и неким гражданином, которого сегодня подозревают в мошенничестве. Следователь УВД признал департамент, заключивший сделку, потерпевшей стороной. Потерпевший департамент теперь в судебном порядке требует, чтобы квартиру вернули в жилищный фонд города Москвы.

Дело рассматривается в Зюзинском районном суде судьей Татьяной Соленой. В материалах дела нет договора между предыдущим владельцем квартиры и департаментом. Суд не смущает даже то, что истек срок исковой давности по этой сделке. А сделка о покупке квартиры Ириной Дмитриевой была проверена и одобрена службой безопасности «Сбербанка», предоставившего ипотеку, и полностью соответствует требованиям о добросовестном приобретении.

Судья Соленая несколько раз переносила заседание по различным формальным причинам. Ирина и Марфа живут в этом аду уже больше полугода.

«Новая» направила запрос в Департамент городского имущества Москвы с просьбой объяснить, каковы основания для отъема квартиры у семьи с ребенком-инвалидом. Ответа на момент публикации не последовало.

«Новая газета» просит правительство Москвы не лишать жилья 12-летнюю Марфу и ее маму.

Анастасия Егорова

руководитель направления «Волонтеры России»

Subscribe

promo novayagazeta 11:01, saturday 4
Buy for 1 000 tokens
Вышел очередной номер Той самой «Новой газеты»! Скачать и распечатать документ истории можно по ссылке https://bit.ly/tsng_034 Главная тема вчерашнего дня: ВС признал экстремистской организацией «международное движение ЛГБТ». Как минимум 10% россиян теперь вынуждены…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments