
Снесенный памятник генерала Ли в городе Шарлотсвилл. Фото: EPA
10 июля в американском городе Шарлотсвилл были демонтированы конные статуи генералов армии конфедератов Ли и Джексона. Две могучие статуи, изображавшие серьезных и суровых джентльменов в застегнутых сюртуках и с шейными платками, почти сто лет символизировали силу и память великого американского Юга — того самого, что был воспет Фолкнером, который населил выдуманный округ Йокнапатофа живыми характерами плантаторов и рабов.
Это было сделано по решению городских властей, которые не захотели видеть в городе статуи людей, повинных в «грехе уничтожения чернокожих людей ради экономической выгоды». Так сказала мэр города Никуя Уокер.
Еще раньше, зимой, в декабре 2020 года, в американском Конгрессе убрали статую генерала Ли, но не оставили место пустым. На месте главнокомандующего армии конфедератов теперь стоит бюст активистки Барбары Джонс, которая в 1954 году в возрасте 16 лет возглавила борьбу против сегрегации в школах Вирджинии. Сейчас ее действия во время борьбы за гражданские права и во время массовых кампаний протеста изучают дети в школах штата.
Генералы-южане Ли и Джексон овеяны славой упорного сопротивления северянам. Они воевали до истощения ресурсов своего родного плантаторского края. Военные таланты и военный героизм их безусловны. Но они — рабовладельцы и воевали за рабство как порядок жизни. Тем, кто дает очаровать себя их героической легенде, стоит напомнить, что беглых рабов генерала Ли пороли кнутом. Что для нас важнее: военная сказка о суровых генералах или кнут и спины, из которых он вырывает клочья мяса?
Те, кто воевал за преступное дело рабства, не должны иметь памятников в городах. И когда такие памятники сносят, это говорит о прояснении сознания и новом взгляде на историю. Ясное понятие добра и зла, правды и неправды входит в историю, где веками замазывались черные пятна на фигурах власть имущих.
Это происходит не только в Америке. В Бельгии, в Антверпене, прошлым летом власти убрали памятник королю Леопольду II, который царствовал почти полвека и сделал много хороших дел: запретил в стране детский труд, разрешил профсоюзы, создавал школы и музеи, построил вокзал (и дворец на Лазурном берегу для любовницы). Одновременно он приватизировал огромную территорию Конго и установил там порядки, которые мы иначе как фашистскими не назовем. За отказ от работы отрубали людям руки. Изувеченные дети исчислялись тысячами.
Европеец, король, крепкий менеджер и хороший хозяйственник уничтожал по миллиону человек каждые два года — и так тридцать лет.
Памятник ему стоял в Антверпене десятилетия, но это был памятник не только королю, но и затмению человеческого сознания его подданных. Оно наконец прояснилось: невыносимо жить в городе, где стоит монумент упырю, по приказу которого отрубали людям руки.
Движение по прояснению истории охватило многие страны. Испанию в том числе. В феврале этого года последний памятник Франко был демонтирован в Мелилье. Каменный каудильо отправился туда же, куда генералы Ли, Джексон и бельгийский король — прочь с почетного места, за забор, в музей, в хранилище. Но с исчезновением памятника не исчезают люди, привыкшие изымать мораль из истории.
Памятник королю Леопольду II. Фото: JONAS ROOSENS / Belga / AFP / Belgium OUT
Есть люди — в Испании и не только, — которые находят в каудильо и что-то хорошее. Спас страну от коммунистов (и отдал ее фалангистам). Победил в Гражданской войне (он же ее и развязал). Был достаточно умен, чтобы держать дистанцию от Гитлера (но послал на убой в СССР «голубую дивизию»). Так, взвешивая на своих внутренних весах щепотки белого и килограммы черного, они качают головами и избегают ясного ответа. Но ответ неизбежен: Франко был фашистом, поднявшим мятеж против законной власти, развязавшим Гражданскую войну и террор, когда людей убивали и зарывали где попало, так что до сих пор люди ходят не на кладбища, а к канавам и карьерам.
В 2007 году в Испании был принят закон об исторической памяти. Закон постановляет, что улицы, носящие имена деятелей франкистского режима, должны быть переименованы, а памятники, памятные доски, лозунги, восхваляющие репрессии диктатуры, удалены. Закон вменяет местным властям в обязанность искать могилы репрессированных и сообщать о них их родственникам. Этот закон — пример того, как должно работать прояснение истории.
Говорят, что надо учитывать время. Говорят, что тогда — не сейчас, и по понятиям тогда многое выглядело иначе, чем по понятиям сейчас. Но думать, что люди, жившие сто или сто пятьдесят лет назад, не понимали, что такое добро и что такое зло и в чем состоит преступление рабовладения и ужас геноцида — неправильно. Они всё понимали. Истово веровавший в Бога американец Джон Браун, поднявший восстание против рабства, знал, что рабство противоречит справедливости и человечности. Он был пленен полковником — потом генералом — Ли, защищавшим рабство, и повешен. Странно даже представить себе, что Лев Толстой не понимал, в чем ужас колониальных преступлений. В последний год своей жизни он интересовался преступлениями против аборигенов Африки, думал об этом. Нет и не может быть никакой сноски на время, есть только корыстное искажение и замутнение истории и желание приладить ее к потребностям власти, сделать ее служанкой власть имущих.
Говорят, зачем бороться с памятниками? И с презрительным недоумением пожимают плечами.
Но это не борьба с памятниками, это борьба с ложью в истории, которая делает возможной и неизбежной ложь в настоящем.
Это вопросы, проникающие в самую сердцевину настоящего, в его нервный узел. Если рабовладельцы прошлого достойны памятников, то тогда их достойны и рабовладельцы настоящего, например, те, кто превратил уйгуров в рабов? Если король, творивший геноцид, достоин уважения, то отчего тогда его недостойны Пол Пот и Сталин? Если фашистский каудильо, захвативший власть на сорок лет, именуется христианином и мудрым правителем, то это ли не одобрение современных тиранов, которые тоже захватывают власть, отдают приказы об убийствах, а потом с постными лицами стоят перед алтарями?
Добро не является оправданием зла. То, что Сесиль Родс завещал свое состояние университету в Англии, не оправдывает его расизм и апартеид в Африке. То, что Гитлер построил автобаны и собственноручно нарисовал эскиз автомобиля, который мы знаем как Фольксваген-Жук, не оправдывает душегубки. Нет, так вопрос стоять не может и не должен. Нет добра, которое бы оправдало зло, нет благодеяний, которые заставили бы забыть о геноциде.

Памятник Ивану Грозному в Орле. Фото: Алексей Бородин/ТАСС
Россия идет в другую сторону. Тут не сносят памятники тиранам и убийцам, а ставят их. В Орле в 2016 году поставили памятник Ивану Грозному. В декабре 2019 еще один памятник ему поставили в Александрове. В императорской России памятники Грозному не ставили — Романовы понимали, что патологический садист на троне позорит саму идею царской власти. Среди 128 исторических фигур на памятнике тысячелетию России в Новгороде его нет. Сейчас ставят, что свидетельствует о нарастающем помутнении сознания и усиливающемся затемнении истории. Один за другим появляются памятники Сталину — их уже десятки. Ядовитой сыпью расползаются они по стране, замученной, запытанной и оболваненной тираном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Преступления против истории
Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое
Россия идет в другую сторону — не к прояснению истории, а к еще более сильному, густому и тошнотворному ее замутнению и затемнению. Каждые десять лет — к 140-летию, к 150-летию со дня рождения — ставят памятник Столыпину. Их уже два, к 160-летию в 2022 году, наверное, поставят третий. Эти памятники следовало бы снабжать виселицами и розгами, как главными инструментами Столыпина, но, ставя памятники, о столыпинском терроре не говорят ни слова. Затемнение истории в России продолжается.
В Испании Долина павших объявлена историческим памятником, проведение политических мероприятий там запрещено. Фашист Франко, создавший себе в Долине павших роскошную усыпальницу под гигантским крестом, в окружении статуй и изображений святых, там больше не лежит, его перезахоронили на кладбище. Всё это была ложь самовозвеличивания: тиран не может быть среди святых, соединить пытки и христианство невозможно. В России же Мавзолей Ленина и бюст Сталина у кремлевской стены по-прежнему являются местом для изъявления благодарности террору и тирану.
В центре страны стоит этот Мавзолей, в котором лежит нечто нечеловеческое, высохшее, напичканное химическими веществами, что уже и человеческим телом назвать нельзя. Хранить мумию в центре живой страны невозможно. Это культ фараоновых времен. Поэтому тут тоже нам рано или поздно предстоит вырваться из затемнения и перейти к прояснению истории. Человек, сделавший из ошибочной теории религию, развязавший Гражданскую войну, учредивший ЧК, концлагеря и террор, свергнувший законную власть, разогнавший законное народное Учредительное собрание, затоптавший первую, раннюю, слабую демократию в России и спихнувший страну на долгий путь в мучительный тупик — не должен иметь памятника.
Человеческая история — это кровавое месиво, в котором пропадают народы и люди, это захваты земель и геноцид, совершаемый со времен Древнего Рима и до наших дней, это тяжелый, дурной сон
и наглое торжество зла в его самом явном, самом неприкрытом виде. И это голое зло веками любовалось собой и писало историю самого себя — историю императоров, правителей, диктаторов, узурпаторов, палачей, тиранов и прочих ненормальных людей, наделенных животной хищностью и патологической волей к богатству и власти. Вот они проходят перед нашим взглядом с самодовольными улыбками на лицах: Нерон, Калигула, Иван Грозный, Гитлер, Муссолини, Сталин, Мао, Бокасса и прочие и прочие.
Нам подсовывают историю так называемых великих государственных деятелей, историю войн, захватов, ограблений и террора и утверждают, что это и есть наша история, и ею мы должны гордиться. Но рано или поздно человечество должно выбраться из долгого отупения и взглянуть на историю ясными глазами. Власть — не алиби, позволяющее совершать преступление. Военный героизм не оправдывает рабовладения, так же как не оправдывает фашизма. Пафосные речи Кастро не оправдывают тюрем, в которых он пытал диссидентов. Нужны простые вопросы и ясные ответы, и тогда произойдет — в некоторых местах уже происходит — разоблачение лжи и низвержение мифов.
Это и есть прояснение истории.
Издавна власть возвеличивает и обожествляет саму себя. Египетские фараоны представляли себя богами, так же как римские императоры. Короли и цари утверждали, что их власть от Бога. Ленин и Сталин ничем не отличались от них, только Ленин ставил на место Бога Маркса, а Сталин обожествлял себя так, что ему позавидовали бы фараоны и императоры. Сегодня обожествление власти продолжается в России. «Не будет Путина, не будет России». И всё растут и растут памятники — Столыпину, Сталину, Ленину, царю Александру Третьему…

Памятник Петру Столыпину. Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Все эти каменные истуканы, безжизненные и бездушные, должны быть сохранены как исторические артефакты эпохи варварства и обмана, когда люди принимали за героев своих мучителей и палачей. Дети, выросшие в эпоху прояснения истории, будут приходить в зеленые парки к массивным, тяжелым, темным фигурам, смотреть на них и не понимать, как люди давали так легко обмануть и поработить себя. Если посмотреть на историческую вереницу тиранов внимательно ясными глазами — то нет в них ни величия, ни свободы, ни широты души, ни высоты духа, а только тупое корыстолюбие и животная ненависть к людям. Бить кувалдами по головам этим статуям не стоит, но смеяться над ними можно. В голландским Арнеме, в городском парке, еще в 2008 году испанский скульптур Фернандо Санчес Кастильо создал «Фонтан плюющихся диктаторов». Стоят в воде живописного пруда Людовик XIV, Сталин, Гитлер и Франко и плюются друг в друга струями воды. Поливают друг друга изо всех сил обвинениями, оскорблениями, плюются бреднями и враками.
Даже после смерти не могут остановиться.
Алексей Поликовский
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Генерал Ли воевал против рабства людей, после победы северян все стали рабами.
Каждая последующая формация общества вызревает внутри предыдущей.
Феодализм вызревает внутри рабовладельческого общества.
Капитализм внутри феодального.
Когда капитализм набирает уже достаточно энергии, рамки феодального строя ему становятся тесны, и он сметает феодальные порядки.
Например, основатель династии фабрикантов Морозовых, Савва Васильевич начал заниматься предпринимательством, ещё будучи крепостным, в конце 18 - начале 19 века.
То есть феодализм ещё в самом соку, но направление как, и в какую сторону будет развиваться капитализм уже сформировалось.
Проходит целых 100 с лишним лет, прежде чем совершается буржуазная революция. И всё это время капитализм развивается в рамках феодального устройства общества.
Почему с более совершенным обществом, чем капитализм, должно быть иначе?
Заметим, что развитие общества прогрессивно и идёт в сторону гуманизации его институтов, достижений материально - технического прогресса, и развития самого человека.
Рабовладельческий строй → феодальный строй → капиталистическое общество →….
Следовательно, после капиталистического общества неизбежно должно появиться более совершенное общество.
И почему мы должны отказывать ему в применении того же алгоритма перехода что и в случае с переходом от феодализма к капитализму?
Приведите мне эти аргументы, почему переход к более совершенному обществу должен происходить по - другому.
А как происходило дело с победой социализма в России мы прекрасно знаем.
С социализмом, ленинским имеется в виду, всё происходило против всякой логики истории.
Только победила буржуазная революция в России, всё готово строить капитализм, но вмешивается Ленин. И что происходит?
Никто не знает, как строить социализм.
В результате Ленин снова приглашает капитализм, - НЭП, чтобы он восстановил разрушенную экономику.
Дальше Сталин НЭП уничтожает, и строит экономику, которую он называет социалистической, но это чисто теоретический проект.
Потому что у социалистической экономики не было возможности вызреть в недрах капитализма.
И каким бы стал настоящий социализм, вызревший внутри капитализма, никто не знает.
А тот самый теоретический социализм, каким его рисовали теоретики социализма, потерпел крах в 90 годах, вместе с СССР.
Так что извините меня, уважаемые товарищи, поклонники Ленина, Сталина и социализма, - у нас был не социализм, а НЕВЕСТЬ ЧТО.
Edited at 2021-07-15 04:05 pm (UTC)
Каким же по вашему должен быть социализм?
Воровству и коррупции в органах власти НЕТ.
Свобода частного предпринимательства, развитие народного капитализма,
Руки силовиков и чиновников прочь от предпринимателей.
Все, кто хочет вести бизнес в России, - добро пожаловать,
Нет милитаризации экономики, прекращение военных конфликтов, нет вмешательству во внутренние дела других стран,
сверхдоходы от нефти на поддержку перспективных инновационных проектов и увеличение расходов на образование, медицину и пенсионное обеспечение.
А затем будет новый орднунг, в котором если ты не педераст, не негр, не психически больной, внушивший себе, что ты живешь в неправильном теле с неправильными гениталиями, то ты изгой, третий сорт, обязанный непрерывно каяться.
Cancel culture, запрет расистской математики, уничтожение символов государства, уничтожение истории уже стали мэйнстримом.
Американская CNN давно превратилась в газету Правда Демпартии.
Жаль, что в России прежде либеральные (без кавычек) СМИ превращаются в "либеральные" помойки.
Из декрета о памятниках Советской Республики
12 апреля 1918 г.
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных {96} искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
Когда свергают памятники коммунистам- я однозначно ЗА!
Потому что левые давно уже утратили право называться людьми.
После Сталина, Мао, Пол Пота, они имеют право только на ароматное мыло, которым смажут веревку, на которой они будут висеть на ближайшем подходящем дереве.