?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Апология либерализма

Либералы — это те, которые выступают против унижения людей, вне зависимости от того, кто они.

Либерализм представляет собой простую идею, согласно которой человек принадлежит сам себе. То есть не государству, корпорации, церкви, ремесленному цеху, семье или призывному пункту. Ругают либерализм чаще всего не по делу, а просто из-за отождествления с конкретными неприятными либералами.

Если подумать, в современном обществе все люди ведут себя как либералы, по крайней мере, когда речь идет об их собственной жизни. Никто не хочет, чтобы ему диктовали, кем работать, какие продукты покупать в супермаркете и какую жизнь, какой распорядок дня вести. Никто не хочет быть в шкуре солдата, заключенного или ребенка под родительским надзором. Правда, многие при этом не способны провести простую аналогию и убеждены, что они сами определенно могут диктовать другим.

Либералы выступают против смертной казни, но за право на аборты и эвтаназию. Никакого противоречия нет, это последовательное применение тезиса: только я сам могу распоряжаться собой и своим телом. Государство не имеет никакого права лишать жизни преступника, поскольку эта жизнь не является государственной собственностью. Женщина может сделать аборт, потому что ее тело принадлежит только ей, а не обществу. Человек может требовать для себя эвтаназии, потому что он полноправный хозяин своей жизни, что подразумевает возможность от нее отказаться.

Помните, как во время перестройки много говорилось о кризисе социалистической экономики, которой хозяина не хватает? Проблема нашего общества того же рода, только не нужно по традиции надеяться здесь на товарища Сталина и новое крепостное право. Чего мы с собой наделали — в таком обществе, среди таких людей и живем: ведь каждый сам себе хозяин.

Основатель христианства учил тому же, хотя у либерализма непростые отношения с религией. Либерализм — вообще исторический продукт религиозных войн в Европе Нового времени. Когда на одной улице живут непримиримые католики и убежденные протестанты, у них есть два сценария: начать резню — или попытаться договориться на каких-то новых, не божественных основаниях. Так возникает идея общечеловеческих ценностей. Либерализм важнее для выживания общества, в то время как конкретные религиозные или политические убеждения являются вашим частным делом.

Философ Ричард Рорти противопоставлял либеральных ироников и метафизиков. Первые понимают, что их убеждения сформировались случайно под влиянием географических, исторических и классовых факторов, относятся к этим убеждениям с иронией, а заодно готовы допускать возможность существования любых других наборов убеждений. Пусть эти другие взгляды на жизнь не вызывают у нас симпатии, но мы, по крайней мере, можем испытывать к ним любопытство и определенно не будем требовать, чтобы их запретили.

Метафизики, напротив, считают, что истина не просто существует, но и дана им в некотором готовом, пригодным для употребления виде, а кроме того, может служить непосредственным основанием для социальной политики. Лица, непричастные к истине и имеющие неправильные, с точки зрения метафизика, убеждения, могут обоснованно подвергаться любым формам угнетения, от запрета на профессиональную деятельность до сжигания на кострах. Ради истины, которой вы где-то нахватались, никого не жалко.

Аналогии с нынешними событиями («Вы фашисты, и мы вас…») напрашиваются самые прозрачные, и формулировать трюизмы на этот счет я не буду. Лучше подметить, что либерализм в такой интерпретации вовсе не связан с вульгарными западными ценностями, понятыми как пугало. Можно быть, вероятно, либерально настроенным православным или мусульманином, совмещая потребность в личной вере и жизнь по заповедям, с небольшой самоиронией и пониманием того, что другие люди могут думать и жить иначе.

Важно, что тот же Рорти, обсудив ироников и метафизиков, не ставит точку, а говорит, что для либералов еще характерное некоторое, почти аномальное, чувство солидарности по отношению к другим людям. Ирония и любопытство ведут нас к эмпатии: мы понимаем, что другие, в сущности, такие же забавные оболтусы, как мы сами. И вот тогда у либерализма появляется позитивная программа. Либералы — это те, которые выступают против унижения людей, вне зависимости от того, кто они и какие у них убеждения.



Коротко: ставить на колени никого не надо, ни «майдаунов», ни «колорадов».

Кирилл Мартынов
философ, публицист


promo novayagazeta 21:29, wednesday 5
Buy for 1 000 tokens
«Новая газета» передаст письма читателей осужденному отцу двоих детей. Дорогие читатели «Новой газеты». 7 октября Мосгорсуд отклонил апелляцию защиты на приговор отцу двоих маленьких детей Данилу Беглецу — два года он будет отбывать в колонии общего режима за то,…

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yalexey
May. 9th, 2014 06:24 pm (UTC)
Людям постоянно приходится объяснять, что либерализм = свобода личного выбора. А фашизм по определению антилиберален.
Нет свободы - нет либерализма. Нет выбора - нет либерализма.

Edited at 2014-05-09 06:25 pm (UTC)
ollieta
May. 9th, 2014 09:20 pm (UTC)
В обществе, где требуется растолковывать что такое свобода личного выбора, либерализм не нужен, и даже вреден.
Если человек сам не дорос до определенного уровня развития, то он будет путать свободу слова со свободой выражений, а личный выбор с возможностью удовлетворять свои прихоти.
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollieta - May. 10th, 2014 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollieta - May. 10th, 2014 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - yalexey - May. 12th, 2014 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ollieta - May. 13th, 2014 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - papasha_mueller - May. 9th, 2014 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yalexey - May. 12th, 2014 09:15 pm (UTC) - Expand
yukley
May. 9th, 2014 06:24 pm (UTC)
Значит просто в России нет либералов или их очень мало. А те, кто выдаёт себя за либералов, в первую очередь либерализм и дискредитируют. Потому и слово это стало у нас ругательным.
zimniy_pevezc
May. 9th, 2014 08:14 pm (UTC)
Вы, к сожалению, правы
Именно так и есть.
duuub1
May. 9th, 2014 06:25 pm (UTC)
Болтология...
sverhkabzdets
May. 9th, 2014 10:20 pm (UTC)
"Либералы — это те, которые выступают против унижения людей, вне зависимости от того, кто они."

ога дальше можно не читать) славяне генетические рабы, как нам старательно объясняют либералы
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - sverhkabzdets - May. 10th, 2014 12:23 am (UTC) - Expand
arttasalov
May. 9th, 2014 06:49 pm (UTC)
Либералы — это те, которые выступают против унижения л
не пизди своим ребятам, чувак
arttasalov
May. 9th, 2014 06:55 pm (UTC)
идею, согласно которой человек принадлежит сам себе.
глупая идея, которая игнорирует тот факт, что человек не контролирует свое рождение, свою генетику, свою утробную ситуацию, свое детство, вообще свою жизнь, и, наконец, свою смерть
сам себе принадлежит только атман, искра Божия в человеке,
но 99, 999% людей не живут на уровне атмана,
они живут на уровне эго, которое на 99,999% обусловлено извне и изнутри
так что ваш либерализм, как и все прочие концепции ущербного эгоистического ума это голимая глупость, г. философ
sabacha
May. 9th, 2014 08:48 pm (UTC)
Re: идею, согласно которой человек принадлежит сам себе.
Ну и кому же, при таком раскладе, человек должен принадлежать?
timur_nechaev77
May. 9th, 2014 07:14 pm (UTC)
Либералы выступают против смертной казни, но за право на аборты и эвтаназию. Никакого противоречия нет, это последовательное применение тезиса: только я сам могу распоряжаться собой и своим телом.
=========================
Во-первых, не все либералы против смертной казни (особенно либералы в США). Во-вторых, смертная казнь не противоречит главному принципу либералов: уважать права другого нужно до тех пор, пока он не покушается на ваши права. Тот кто отнял у другого жизнь, должен ответить своей жизнью, и это справедливо.

Государство не имеет никакого права лишать жизни преступника, поскольку эта жизнь не является государственной собственностью.
=====================
Не логично это. А преступник имеет право лишать жизни другого человека? Государство всего лишь восстанавливает справедливость, берет на себя функцию наказания преступника. Смертная казнь - правильная мера, для садистов-убийц. А вот милосердием км ним - это не либеральный подход.



Метафизики, напротив, считают, что истина не просто существует, но и дана им в некотором готовом, пригодным для употребления виде,
=================
Метафизики это не либералы, если речь и о том что они могут запрещать какие-то мнения, тексты, фильмы. и т. п. У настоящих либералов вот такое отношение к борьбе с плохими идеями:



Либералы — это те, которые выступают против унижения людей, вне зависимости от того, кто они и какие у них убеждения.
=======================
Это так, но только до того момента, пока сами эти люди не переходят границы личного пространства других. Вот к примеру, православный бьет девушку кулаком в лицо. Как либерал на это должен реагировать?



Правильной реакцией для либерала будет - зарядить в морду этому православному, и лучше с ноги. Это будет в точном соответствии с принципами либерализма.
(no subject) - cimana - May. 9th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - timur_nechaev77 - May. 9th, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur_nechaev77 - May. 10th, 2014 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur_nechaev77 - May. 10th, 2014 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur_nechaev77 - May. 10th, 2014 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 04:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - timur_nechaev77 - May. 10th, 2014 04:39 am (UTC) - Expand
anatvas
May. 9th, 2014 07:48 pm (UTC)
Любое общество (семья, клан, племя,.. государство), во избежание трений меж его членами и ради сохранения этого общества, вынуждено принимать правила поведения в обществе (традиции,.. законы), которые должны неукоснительно соблюдаться всеми членами общества. Любое отклонение от таких правил - это спекуляция, обман других членов общества, паразитическое притязание на большее, чем индивидууму положено по праву.
Кроме того, элементарщина. В обществе не могут быть все воинами или поэтами, или роженицами, или... Существует всегда необходимость определённого количества персон, занятых определёнными обязанностями. Т.е. выбор обязанностей, специализация всегда ограничены - общество не может себе позволить любому его члену делать то, что захочет его левая нога или правая половинка ягодицы. Такое может родиться в голове только у эгоиста, паразита общества или у идиота - каковыми и являются либералы. Их претензии на исключительность глупы, как лепет неразумного ребёнка, а доводами чаще служат ссылки на таких же паразитов общества.
fly_yorik
May. 9th, 2014 08:12 pm (UTC)
вы плохо поняли текст.
По отношению к себе вы наверняка либерал. А именно: не хотите, чтобы вам диктовали, кем быть.
Если же вы не либерал, то ступайте чистить двор. Я так решил, от имени общества
(no subject) - anatvas - May. 9th, 2014 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 10th, 2014 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anatvas - May. 11th, 2014 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 11th, 2014 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anatvas - May. 11th, 2014 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anatvas - May. 9th, 2014 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anatvas - May. 9th, 2014 11:02 pm (UTC) - Expand
georgiynazorey
May. 9th, 2014 07:50 pm (UTC)
А что плохого Вы нашли в либерализме ?
"Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния".
Так живут порядочные люди, а наше общество не хочет жить честно, начиная с резидента и кончая охранником, за очень редким и счастливым исключением.
hyperboreus
May. 9th, 2014 08:09 pm (UTC)
Философ Ричард Рорти противопоставлял либеральных ироников и метафизиков. //

Да, но не мешает уточнить, что это противопоставление Рорти же и снимается, когда он говорит о публичном и приватном дискурсах. В приватном дискурсе ты можешь быть сколь угодно метафизик, сколь угодно грезить Большими Истинами - лишь будь либералом публично и не применяй свои Истины на других, только на себе самом. Таким образом, либерализм это даже не идеология, а метаидеология..
kmartynov
May. 9th, 2014 08:13 pm (UTC)
Эта идея не влезала в 4 тысячи знаков, и главное она с прагматической точки зрения ничего нового не добавляет, по-моему.
(no subject) - hyperboreus - May. 10th, 2014 09:13 am (UTC) - Expand
_iga
May. 9th, 2014 08:10 pm (UTC)
> Либерализм представляет собой простую идею, согласно которой человек принадлежит сам себе.

А может ли с точки зрения либерализма человек продать то, что ему принадлежит?
kmartynov
May. 9th, 2014 08:12 pm (UTC)
Мы это уже обсуждали, теоретически может, на (вполне либеральной) практике это может быть связано с некоторыми ограничениями, также, как, скажем, запрет на аборты на поздних стадиях беременности.
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kmartynov - May. 9th, 2014 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 10th, 2014 12:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 9th, 2014 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 10th, 2014 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 10th, 2014 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 10th, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 10th, 2014 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 10th, 2014 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fly_yorik - May. 10th, 2014 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sabacha - May. 9th, 2014 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 9th, 2014 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjsullivan - May. 10th, 2014 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - _iga - May. 10th, 2014 12:34 am (UTC) - Expand
evgeniy625
May. 9th, 2014 08:21 pm (UTC)
"...Однако сущность либеральной позиции заключается в отрицании любой привилегии, если привилегия понимается в своем собственном и в своем первоначальном смысле — как право, которое государство защищает и предоставляет одним, не предоставляя его на тех же условиях другим..."

Фридрих фон Хайек. / Дорога к рабству.
timur_nechaev77
May. 10th, 2014 04:08 am (UTC)
Верно.
ababab_balalar
May. 9th, 2014 08:27 pm (UTC)
не надо отмазываться
нет теперь ни хороших - ни плохих либералов
все одинаковые и у всех руки в крови украины
не отмоетесь
anatvas
May. 9th, 2014 08:38 pm (UTC)
Что верно, то верно. Болотная не прошла, нагадили в Украине.
(no subject) - axell68 - May. 9th, 2014 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ababab_balalar - May. 9th, 2014 09:49 pm (UTC) - Expand
malkavae
May. 9th, 2014 09:58 pm (UTC)
"Либералы выступают против смертной казни, но за право на аборты и эвтаназию. Никакого противоречия нет, это последовательное применение тезиса: только я сам могу распоряжаться собой и своим телом. Государство не имеет никакого права лишать жизни преступника, поскольку эта жизнь не является государственной собственностью. Женщина может сделать аборт, потому что ее тело принадлежит только ей, а не обществу. Человек может требовать для себя эвтаназии, потому что он полноправный хозяин своей жизни, что подразумевает возможность от нее отказаться."

Бред наркомана. Женщина имеет право распоряжаться своим телом и сделать аборт. Сама, без помощи врачей. То же самое и с эвтаназией. Но почему-то либералам нужна помощь общества.... :)
rjsullivan
May. 10th, 2014 12:27 am (UTC)
Всё верно, ваш коммент - бред наркомана.
specprofy
May. 9th, 2014 10:50 pm (UTC)
Замените слово интеллигент на либерал

Виталий Третьяков

Об интеллигенции в РФ. Конституционный закон (проект)

По много(мало) численным просьбам представителей интеллигенции РФ, которую "шельмуют", и реагируя на пожелания, прозвучавшие в ходе Прямой линии Президента РФ Путина В.В. 17 апреля с.г., в Администрации президента подготовлен проект закона "Об интеллигенции в РФ", который в ближайшее время будет внесён в Государственную Думу.

Конституционный закон "Об интеллигенции в РФ" (проект)

1. Интеллигенция РФ есть мозг и совесть нации.
2. Интеллигенция РФ неприкосновенна.
3. Запрещается шельмовать любого человека, являющегося интеллигентом РФ.
4. Контроль за соблюдением п.3 возлагается на Прокуратуру РФ.
5. Интеллигенту РФ разрешается безнаказанно шельмовать любого человека, не являющегося интеллигентом РФ.
6. Интеллигенту РФ разрешается безнаказанно шельмовать любого другого интеллигента РФ, кроме единомышленников.
7. Контроль за соблюдением п.6 возлагается на единомышленников.
8. Интеллигенту РФ и его единомышленников разрешается безнаказанно шельмовать Россию, русский народ, историю России, историю Российского государства, Русскую Православную церковь и глумиться над всем перечисленным, включая любые иные ценности с святыни, которые интеллигент РФ сочтёт достойным шельмования и глумления, а также использовать нецензурную лексику в любое время, в любом месте, принародно и заушно, а равно в его, интеллигента РФ, произведениях.
9. В случае шельмования интеллигента РФ виновный в этом привлекается к уголовной ответственности по следующим статьям УК РФ: "Шельмование интеллигента РФ", "Шельмование свободной личности", "Шельмование творческой личности", "Шельмование человека, который ТАК думает".
10. Ошельмованный интеллигент РФ получает в качестве компенсации за нанесённый ему моральный, творческий и психический (вплоть до психиатрического) ущерб право на государственное (за счёт средств федерального бюджета) финансирование любого его (ошельмованного) творческого проекта, как-то: полнометражный фильм (включая телесериалы), театральный спектакль, цирковое представление, живописное полотно, скульптурная композиция, авторская телепрограмма на одном из федеральных каналов, подготовка и издание монографии, а также воспоминаний на тему "Как мне тяжело жилось в СССР" и публицистических сборников "Я и быдло".
11. Учредить почётное звание "Заслуженный интеллигент РФ" с полагающимися сообразно значимости этого звания материальными льготами.
12. За счёт федерального бюджета заказывать ведущим художникам РФ (из числа интеллигентов РФ) портреты (не менее 12 в год) ошельмованных интеллигентов РФ (по их персональным заявкам, подтверждённым Прокуратурой РФ) и передавать эти портреты ведущим музеям РФ для демонстрации в постоянной экспозиции.
13. Вести Государственный реестр ошельмованных (начиная со дня вступления этого закона в действие) интеллигентов РФ.
14. Гарантом неукоснительного соблюдения неотчуждаемых прав и свобод интеллигента РФ, изложенных в данном конституционном законе, является Президент РФ, также не имеющий права шельмовать интеллигента РФ.
15. Используемые в законе термины:
Интеллигент РФ - человек, называющий себя интеллигентом РФ.
Произведение интеллигента РФ - любое действие интеллигента РФ, включая физиологические, а равно его бездействие, а также все мысли, слова и образы, изложенные интеллигентом РФ в любой желаемой им форме.
Шельмование интеллигента РФ - любое действие или слово, вызывающие недовольство интеллигента РФ или ухудшающие его настроение.

prazskijpoet
May. 9th, 2014 11:42 pm (UTC)
RE: другие, в сущности, такие же забавные оболтусы, как м
Хахаха, если косить под придурка, можно и невинность соблюсти,
и бабла поднять.
Вроде по христиански: не либерал $лять, а работник сексуальной индустрии:
права там, пенсия, представительство в парламенте...
При этом выпадает, что трудящийся таки производит товар (немецкого или тажикского качества), а профессионализм проститутки - не трудиться
вообще: клиент кончит нае$$$$ себя сам.
Это и есть придурошный шоубиз-либерализм.
Сталинизм-патернализм подразумевает, что отцы-деды-мудрецы
тянут публику до своего понимания общественного блага.
Либерастические олигархи мнимой швабодой опускают электорат до уровня животных ("главное, что твоя гениталия хочет").
Макакачий рэп, комики-шмомики, самоубийcтвенный эгоизм, крысиная жадность и подлость...
Американские петросяны = даже с имячкем говорящим, типа "Дегенератка Элен".
Миллионы воспитываются закадровым рёвом толпы в студии.
Массовая истерика - в ответ на самую пресную фразу.
Чем потребляцкие митинги отличаются от фашистских парадов?
Та же жывотная харизма. Только вместо евреев
в толпу бросают на растерзание вещички "от наших спонсоров".
Серьезные, пожилые, разумные люди исключены из этого шабаша тупых индивидуалистов.
"Щто харащо для бизьниса".
20 лет подождать (между войнами), когда вырастет новое поколение глупых детей
с большими членами, которых "отцам народов" ВЫГОДНЕЕ одурачить до смерти,
чем учить всю жизнь.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 90 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel