?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Военный эксперт, бывший начальник разведки Сухопутных войск России Рустем КЛУПОВ — об обстрелах территории Украины с российской стороны.

РЛС «Зоопарк-1»

Последние недели в СМИ активно обсуждается вопрос о возможном обстреле вооруженных сил Украины российской артиллерией с территории России. До сих пор дискуссия основывалась на свидетельских показаниях (почти сплошь исходящих с заинтересованной стороны) и заявлениях чиновников стран НАТО, опирающихся на данные своих разведок, которые практически никогда не обнародуются.

А могут ли современные военные технологии в условиях развернувшейся с обеих сторон пропагандистской войны дать на этот вопрос честный ответ, который будет признан международным сообществом? О возможностях объективного инструментального контроля, который в среде военных экспертов ценится гораздо выше любых свидетельских показаний, мы беседуем с бывшим начальником разведки Сухопутных войск России Рустемом КЛУПОВЫМ.

— Идее использования радиолокатора для контрбатарейной борьбы скоро полвека. Сегодня и наша армия, и ВПК США и Европы производят радары, позволяющие, когда снаряд еще в полете, с точностью до 30 метров определить координаты орудия, из которого произведен выстрел. Может ли сторона, считающая соседа агрессором, применить такие средства не в бою, а в политическом споре?

— Да, техника способна мгновенно указать координаты орудия, определить его калибр, тип, различить ствольную артиллерию и системы залпового огня. Это задача инструментальной артиллерийской разведки. Технически-то это вполне возможно, но у нас после развала СССР такими разработками мало кто занимался, и реально я видел нечто подобное несколько раз только на больших учениях. Обслуживали систему единичные специалисты. Есть, например, контрбатарейная РЛС «Зоопарк-1». И у нас, и у НАТО в основу положен принцип мгновенной обработки показаний радара с построением траектории в обратную сторону.

— Известно, что хорваты, используя европейские радары контрбатарейной борьбы, успешно подавляли сербскую артиллерию. А значит, точно вычисляли координаты вражеских орудий.

— Конечно, это есть. Хотя и не имеет пока большого развития. Но надо понимать, что контрбатарейная борьба, артиллерийская дуэль известна веками, активно велась еще в Бородинском сражении. И артиллерийская инструментальная разведка наработала с тех пор много методов определения координат цели.

Требование России привести доказательства артиллерийской стрельбы с нашей территории по украинской, с точки зрения военных специалистов, вовсе не выглядит издевательством. Даже не имея современных приборов, можно добиться многого. Во время конфликта в Южной Осетии мы, не имея на первых порах других возможностей, применяли методы, которыми пользовались еще наши предшественники в Отечественную войну.

В момент выстрела по вспышке включали секундомер, замеряли время до прихода звука залпа и делили на его скорость. Артиллерийскими приборами вычисляли азимут на вспышку относительно сторон горизонта и наносили на карту. Дедовский способ. Так любой человек может вычислить расстояние до места, куда ударила молния. Есть и другие методы, основанные на инструментальном контроле поля боя.

Если специалист артиллерийской разведки напишет по такому факту рапорт, это тоже можно считать разновидностью свидетельских показаний. Но если у тебя есть координаты, на это место могут быстро приехать контролеры, журналисты, если угодно, и политики и убедиться, что оттуда произведен выстрел. А с помощью видео в социальных сетях и рассказов гражданских или неподготовленных военных свидетелей такую инспекцию не устроишь — неизвестно, куда ехать. Рапорт же офицера предполагает личную ответственность, его достоверность все-таки выше.

— Украинские политики и военные как никто заинтересованы в том, чтобы средствами объективного контроля подтвердить утверждения свидетелей о том, что российская артиллерия через границу обстреливает их войска. Но в таком случае, почему ничего этого мы не видим? Времени все-таки прошло немало. Можно было бы предложить международным организациям осуществить такой контроль, ведь радары контрбатарейной борьбы за секунды вычисляют место выстрела на расстоянии до 70 километров.

— На ум приходит два ответа. Или западные советники давно уже все организовали, но факты не подтверждаются, или украинское руководство в этом вопросе некомпетентно. Во втором случае все равно непонятно, почему западные советники им этот простой ход не подсказали.

Украинский генштаб мог бы и нашу, и советскую еще технику использовать, и импортную попросить. Думаю, дадут, конечно, если обратятся. Такие комплексы производят и продают по всему миру и США (AN/TPQ-37), и французы с немцами («Кобра»), и даже шведы с норвежцами («Артур»).

Кроме того, есть спутники, которые в ночное время гарантированно покажут и место выстрела с точными координатами, и направление факела из ствола. Конечно, при желании и умении все это можно подтвердить. Не забывайте, что на этот район сегодня нацелены не только военные спутники всех «заинтересованных сторон». Вдоль границы ведь летают и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, это очень мощный инструмент разведки.

Честно говоря, для меня удивительно, что американцы, потратившие огромные деньги на организацию системы слежения и глобального контроля, сегодня ничего не предъявляют, не снабжают своих политиков документами и доказательствами. Ведь даже ведение огня гарантированно подтвердить не могут и перемещение техники. Я представляю, какие там сегодня идут скандалы. Можно предположить еще тайную войну аргументов, когда каждый зафиксированный факт служит оружием в закулисной политической торговле. Но это объяснение ближе к конспирологии: все-таки главный интерес Украины — доказать свою правоту, тут не до тайных сделок.

— Предположим, что все стороны, сегодня такие непримиримые, решат все-таки заключить соглашение о прекращении огня. Каким образом современные армейские средства и технологии помогут его контролировать? Можно ли быстро выявлять «нарушителей конвенции», ведь добровольческие отряды всегда склонны нарушать ее в силу более низкой дисциплины и управляемости?

— Я в свое время участвовал в описании системы мониторинга поля боя — можно целую диссертацию написать. Она принята на вооружение в Сухопутных войсках. Можно ее хоть сейчас устанавливать. Есть аналогичные системы и у США, других стран НАТО. Можно использовать их элементы.

Я бы советовал международным наблюдателям широко использовать наземные станции радиолокационной разведки и станции сигнализационной аппаратуры типа «Реалии», «Табуна» и гораздо более современного «Секстана», которые с высокой точностью подтвердят или опровергнут факт передвижения войск. Установленные там сейсмические, магнитометрические и акустические датчики дополнены еще и видеофиксацией события.

— То есть когда сказочные герои прикладывали ухо к земле и слышали топот далекой еще вражеской конницы, они предвосхищали появление этих приборов?

— Компьютер, пропустив сигналы датчиков, может легко отличить шаги человека, группы людей и даже животного, не перепутает. Магнитометрический датчик покажет, что люди еще и вооруженные. (Может, конечно, и ошибиться, если пройдет большая группа бабушек с кастрюлями.) Может отличить колесную технику от гусеничной, направление движения колонны.

Плюс к этому наблюдатели получат большую пользу от беспилотных летательных аппаратов в разных режимах. Необходимо использовать, конечно, и космическую разведку, и радиоэлектронную, ведь в режиме радиомолчания мало кто сегодня способен действовать.

Записал Валерий Ширяев
заместитель директора АНО РИД «Новая газета»

Buy for 1 000 tokens
Перспектива партнерства. Эта глава из новой книги Михаила Сергеевича Горбачева «В меняющемся мире» заканчивается тревожно:…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
introvertoff
Sep. 3rd, 2014 03:20 pm (UTC)
человек долго и нудно перефразирует пословицу "не пойман - не вор". хотя в принципе уже все и без него знают, кто вор.
Косалимов Дмитрий
Sep. 3rd, 2014 03:50 pm (UTC)
Кто "все" и кто "вор"?
(no subject) - introvertoff - Sep. 3rd, 2014 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Косалимов Дмитрий - Sep. 3rd, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - introvertoff - Sep. 3rd, 2014 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Косалимов Дмитрий - Sep. 3rd, 2014 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - introvertoff - Sep. 3rd, 2014 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panzership - Sep. 4th, 2014 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - introvertoff - Sep. 5th, 2014 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - panzership - Sep. 5th, 2014 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - introvertoff - Sep. 5th, 2014 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - panzership - Sep. 5th, 2014 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - introvertoff - Sep. 8th, 2014 09:29 pm (UTC) - Expand
Василий Котов
Sep. 3rd, 2014 03:49 pm (UTC)
Да...всякие поганые ваши доказательства не важны. Главное - святая уверенность!
stonewa11
Sep. 3rd, 2014 03:59 pm (UTC)
Порошенко-вот самая современная и безошибочная станция радиолокационного слежения. Сказано вам, что войска, что РФ, что "перешли границу у реки"? Сказано. Какие вам еще доказательства? Как дети, чесслово...
gray_bird
Sep. 3rd, 2014 04:10 pm (UTC)
Интересно, какие средства в СССР и РФ существовали для борьбы с подобной радиолокационной разведкой?
injeneger
Sep. 3rd, 2014 09:10 pm (UTC)
Су-25 и Пионы хорошо работают...
panzership
Sep. 4th, 2014 08:29 am (UTC)
Искандер
Косалимов Дмитрий
Sep. 3rd, 2014 04:22 pm (UTC)
Специалист просто и доходчиво объяснил, что определить и доказать место стрельбы давно уже как два пальца об асфальт...
но ни Украина, никто другой никаких доказательств такой стрельбы с территории России не предоставили.
Ограничившись бездоказательными, а значит лживыми, обвинениями в сторону России.
ku_bik
Sep. 3rd, 2014 05:07 pm (UTC)
то же самое хотел написать, но опередили...поэтому просто плюсую :)
(no subject) - michaelios - Sep. 3rd, 2014 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksey_zimirev - Sep. 3rd, 2014 06:49 pm (UTC) - Expand
Крепкий - serg strong - Sep. 3rd, 2014 05:32 pm (UTC) - Expand
Re: Крепкий - yefradio - Sep. 3rd, 2014 06:31 pm (UTC) - Expand
Re: Крепкий - salavat_nn - Sep. 3rd, 2014 06:35 pm (UTC) - Expand
Re: Крепкий:Re - serg strong - Sep. 3rd, 2014 07:54 pm (UTC) - Expand
Re: Крепкий - injeneger - Sep. 3rd, 2014 09:15 pm (UTC) - Expand
borisvolhonin
Sep. 3rd, 2014 05:49 pm (UTC)
Статья технически интересная ,я специалист по РЛ системам авиации ,флота и ПВО ,но эта средства для меня полная неожиданность .Спасибо за статью.
chaadaeff
Sep. 3rd, 2014 07:03 pm (UTC)
>> Украинский генштаб мог бы и нашу, и советскую еще технику использовать, и импортную попросить. Думаю, дадут, конечно, если обратятся. Такие комплексы производят и продают по всему миру и США (AN/TPQ-37), и французы с немцами («Кобра»), и даже шведы с норвежцами («Артур»).

Я считаю - нужно просить. И немедленно давить батареи Градами прямо по их координатам.
mengele83
Sep. 4th, 2014 08:04 am (UTC)
А почему не просят?
(no subject) - panzership - Sep. 4th, 2014 08:30 am (UTC) - Expand
Иван Кучин
Sep. 3rd, 2014 07:06 pm (UTC)
Отрадно, среди огромного количества грязи почитать нормальную, не истеричную статью действительно грамотного человека.
sergey7sh
Sep. 3rd, 2014 08:33 pm (UTC)
"Отрадно, среди огромного количества грязи почитать нормальную, не истеричную статью действительно грамотного человека."(с) Полностью Вас поддерживаю! Но, от себя бы добавил:"Что так не похоже, на "Новую газету"!)))
panzership
Sep. 4th, 2014 08:31 am (UTC)
+1
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel