Пытаясь в интервью Польскому радио 21 января отбиться от вопроса, почему на 70-летие освобождения концлагеря Освенцим не был приглашен президент России (то есть, страны, которая является преемницей СССР, чья 60-я армия, входившая в I-й Украинский фронт, вместе с другими частями Советской Армии освободила 27 января 1045 года Освенцим), Схетына сначала объяснил общий порядок приглашений на этот юбилей. Мол, это дело организаторов, то есть дирекции Музея Освенцима и Международного совета Освенцима, которые оповестили о церемонии всех глав государств, но никого персонально не приглашали. А приехать на церемонию или нет или прислать кого-то на ином политическом уровне — это вопрос доброй воли самих глав государств.
А затем во время полемической «схватки» с редактором радио добавил, что вообще-то «это был украинский фронт и украинцы освобождали (Освенцим), потому что там в этот январский день были украинские солдаты, и они открывали ворота лагеря и освобождали его».
Позже, когда началась жесткая критика его высказывания со стороны российских политиков, депутатов и официальной прессы («кощунственно и цинично», «издевка над историей», «исторический вандализм», «неуважение к памяти тех, кто не пожалел своей жизни ради освобождения Европы», «это не ошибка, а сознательная политика», «плохо учился в школе» и т.п.), польский министр попытался объясниться. «Это очевидный факт, что Красная армия освободила лагерь, но кроме русских там было много, более миллиона украинских солдат, казахов, татар, — заявил польский министр. И добавил, что известно также, что первый танк, который разбил ворота лагеря, управлялся водителем-украинцем.
А 23 января было опубликовано официальное заявление посольства Польши в Москве. Вот его текст (стилистика сохранена):
Заявление Посольства Польши в Москве
В связи с появляющимися в российских СМИ донесениями и комментариями относительно высказывания министра иностранных дел РП, господина Гжегожа Схетыны, по вопросу освобождения немецкого нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау, Посольство Республики Польша настоящим размещает заявление по вышеуказанному вопросу.
Заявление
В связи с появлением в российских средствах массовой информации многих комментариев и мнений на тему высказывания Министра иностранных дел Гжегожа Схетыны для Первой программы польского радио об освобождении солдатами Первого украинского фронта немецкого нацистского концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц – Биркенау хочу категорически подчеркнуть, что Польша весьма далека от политических игр вокруг этого места. Польские власти относятся крайне серьезно, с надлежащим уважением к Лагерю, его освобождению и трагедии, которая там произошла. Это для нас просто священное место. Поэтому обращаемся с призывом избегать ненужных, увеличивающих эмоции споров, особенно накануне семидесятой годовщины освобождения Лагеря и Международного дня памяти жертв Холокоста.
Мы полностью отдаем себе отчет, исходя из исторических фактов, что в рядах Первого украинского фронта Красной армии, открывшего ворота лагеря 27 января 1945 года, были как русские, так и украинцы, белорусы, евреи, а также представители других наций; — в том числе поляки. Память о них и уважение для всех принимавших участие в освобождении Лагеря солдат бесспорны и никто не пытается ни подрывать, ни обесценивать ее.
Хочу еще раз подчеркнуть, что польская сторона с уважением примет представителей Российской Федерации, как и все остальные делегации, которые прибудут на торжества в связи с годовщиной освобождения концентрационного лагеря Аушвиц – Биркенау. Учитывая сегодняшние конфликты в Европе, отметить достойно эту годовщину крайне важно, прежде всего ради уважения для ветеранов и живущих бывших узников Лагеря.
Катажина Пелчинска-Наленч
Посол Республики Польша в РФ
Journal information