«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Абсурд и фрукты

Война входит в повседневный лексикон россиян.

В Петербурге встречный молодой парень спокойно и громко говорил кому-то по телефону: «Когда начнется война..» Продолжения фразы было не услышать, а если оглянуться назад — то парень как парень, то ли хипстер, то ли программер. Рядом шла пожилая пара в возрасте. Эти двое, очевидно, тоже не расслышали продолжения, но откликнулись на случайно предложенную тему вслух. Дамочка назидательно сообщила своему кавалеру: «Когда начнется война, надо будет покупать побольше фруктов!»

Честно говоря, я всегда полагал, что уж что-что, а представление о войне многоуважаемые россияне старшего возраста имеют вполне объемное. Сколько уж фильмов им показывали по телику, сколько карикатур на поджигателей войны печатали в газетах, сколько плакатов гражданской обороны про поражающие факторы атомного взрыва развешали для них по школам и детским садам.

Ну ладно, атомная война — это вроде непонятная футурология какая-то. Но вот про прошлую-то войну, наверное же, знают все, раз отмечают так судорожно каждую пятилетку День победы. Про блокаду Ленинграда слышали и 125 блокадных грамм (хлеба в сутки на человека, не водки за один тост, не фруктов!), про основательную голодуху по всей стране, про 20 (потом сказали — 27) миллионов погибших. Это ведь не просто слова, война коснулась и правда каждой семьи. Все должны понимать, каково это было, все должны осознавать, что такого не надо впредь ни в коем случае. Ну и нынешние подсказки с «украинского фронта» должны проникать в сознание: показывают и разрушения, и жертвы. Упаковывают в странные словесные саваны, но ведь показывают же.

И вот идут благообразные россияне по культурной столице весной 2015 года и благостно, почти мечтательно подхватывают по ветру: «Когда начнется война, мы будем покупать больше фруктов!»

Может быть, это отсутствие воображения, я не знаю. А может — следствие пропаганды, той самой, в которой уже лет 50 страдания и тяготы подменяются героизмом и культом победы, пропаганды, в которой день окончания войны — не день скорби, не повод погоревать и выпить не чокаясь, а праздник, отмечая который, все разухабистее «чокаются» уже совершенно конкретно.

Когда начинаются войны, люди постепенно утрачивают человеческий облик. Голод, неизбежный спутник всех войн, быстро приучает своих жертв к новой морали, где каждый друг другу волк, а не товарищ, конкурент, а не родственник, пожива, а не соотечественник.

В книге «Маус», которую у нас попытались было изъять из продажи накануне 9 Мая (это антифашистский графический роман американца Арта Шпигельмана, который записывал и зарисовывал историю своего отца, прошедшего нацистские гетто и концлагеря), довольно подробно и доходчиво рассказано, как это бывает, когда двоюродный брат продает тебе кусок пирога, в котором вместо муки замешан стиральный порошок, или как больной и голодный заключенный лагеря, не в силах сам дойти до туалета, покупает себе провожатых за кусочки хлеба, за несколько граммов хлеба. Может, потому и изымали, что «Маус» Шпигельмана «портит» войну-как-праздник, возвращая ей смысл войны-как-трагедии? Может, потому мы давно не смотрели великолепный фильм советского режиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», что он тоже «грузит» нас, а мы хотим праздновать, праздновать бездумно и безостановочно, праздновать лихорадочно, праздновать болезненно?! И, может, именно потому хотим так безоглядно праздновать ту Победу, к которой не имеем никакого отношения, что в сегодняшней жизни побед — как-то не особо?

Кстати, раз уж мы до сих пор крутимся вокруг «той» войны… Были раньше такие советские магазины — «Овощи-фрукты», многие помнят, наверное. Так вот, у немцев все наоборот: «Фрукты и овощи». Именно в таком порядке: Obst und Gemuese. Немцы все прокалькулировали, и то, что ценнее, то, что дороже, то, что быстрее исчезает при любом кризисе, стоит на первом месте. Но нашим людям это ни о чем не говорит: они ведь так привыкли при любом обострении ситуации покупать побольше фруктов…

Влад ТУПИКИН
журналист


Subscribe
Buy for 1 000 tokens
Благотворительные фонды обратились к президенту за препаратами для онкобольных. Благотворительный Фонд Константина Хабенского вместе с фондами «Подари жизнь», «АдВита», организацией «Энби» и другими пациентскими и родительскими сообществами и организациями…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments