Фото: Пелагия Белякова, специально для «Новой газеты»
Рабочая группа избиркома Новосибирска, рассмотрев 11 тысяч подписей «Демократической коалиции», нашла 1487 недействительных. Недостоверных подписей (то есть рисованных) нашли всего 8 — это показывает, что подписи фантастически «чистые».
Коалиция внимательно следила, чтобы сборщики работали на совесть, а нескольких «рисовальщиков» поймали и сдали в полицию. Но по закону подписи могут оказаться не только подложными, но и недействительными — например, с помарками или ошибкой в адресе подписанта. Более 1300 подписей коалиции не прошли проверку ФМС.
«Они [рабочая группа — Н.З.] проверяют по адресной базе, по домовым книгам. Там полным-полно ошибок», — пояснил Леонид Волков из «Партии прогресса», организующий кампанию в Новосибирске. Он уверен, что таким образом бракуют качественные подписи, много раз проверенные штабом, графологом и юристами. «Проблема в том, что по судебной практике и по законодательству показания этой базы часто признаются, так сказать, последним словом», — добавил Волков.
Фото: Пелагия Белякова, специально для «Новой газеты»
Его поддерживает другой член коалиции, глава партии «Демократический выбор» Владимир Милов. «Документом является паспорт человека, а не какая-то там «база ФМС», где могут быть ошибки, пьяный оператор что-то не так вбил и так далее. Вот по паспортам и надо сверять», — написал он в своем блоге.
Сам Милов, когда в 2009 году его снимали с выборов в Мосгордуму, приносил в ЦИК паспорта подписавшихся за него людей, доказывая, что они реальны. Впрочем, это тогда ему не помогло, и на выборы Милова не зарегистрировали.
Решения избиркома пока не было, то есть окончательно из гонки коалиция еще не выбыла. Заседание комиссии состоится в понедельник, 27 июля. Если избирком окончательно «зарубит» подписи, Демкоалиция пойдет в суд, заявил Волков.
Пока же оппозиционеры изучают протокол на ста листах, который им с трудом, но все-таки выдали. В нем прописаны конкретные расхождения паспортных данных подписавшихся людей и данных базы.
Юристы Демкоалиции уже обнаружили в протоколе места, где данные базы ФМС очевидно ошибочные. Так, браковка одной из подписей объясняется неправильным написанием района. Но район — Венгеровский — правильно написан именно на подписном листе, а опечатка в базе ФМС.
Для прохождения барьера нужно отспорить всего 470 подписей.
Journal information