Иллюстрация: Петр САРУХАНОВ — «Новая»
Владимир Яковлев, основатель «Коммерсанта», вывесил в фейсбуке 17 августа апокалиптический пост: «Я уверен, что России в самое ближайшее время — недели, месяцы — предстоит один из двух сценариев.
Либо — смена власти с совершенно непредсказуемыми и опасными последствиями. Либо — тяжелейший социальный кризис с уличной преступностью, нехваткой самого необходимого и реальной опасностью для жизни и здоровья граждан. Поэтому, безо всяких шуток:
Если есть возможность, УЕЗЖАЙТЕ И, ГЛАВНОЕ, УВОЗИТЕ ДЕТЕЙ.
Ок, не навсегда — на два-три месяца (это можно без визы), на полгода».
По состоянию на 21 августа — 3071 лайк, 1822 перепоста, 378 комментариев.
Что для страны со 146 млн населения и 68 млн пользователей интернета не так уж много.
Занятна, кстати, уверенность, что из России, охваченной «тяжелейшим социальным кризисом», можно уехать на два-три месяца — и вернуться. Это при нашем-то опыте: в 1919-м уходили с неведомым проводником по льду Финского залива, в 1920-м уплывали с Врангелем (тем, кто не уплыл, пришлось хуже: море под Севастополем до сих пор выносит на берег серые осколки трубчатых костей)… В начале 1990-х уезжали, продавая квартиры по цене стеклянных бус и рассыпая жуткие пророчества по кухням оставшихся.
А теперь ожидается такой русский бунт, который можно пересидеть на пляже до конца сезона?
Основная, пожалуй, реакция русского обывателя (оно и по комментариям в ФБ видно): никуда он не тронется. Ему прежде всего ужасно надоело ждать в ближайшую среду конца света.
А еще ему надоело чувствовать себя худшей прорехой на человечестве.
О конце света: лично на моей памяти его первый раз ждали в августе 1968-го, когда наши танки вошли в Прагу. Потом в 1969-м, во время конфликта с Китаем на полуострове Даманском. И в 1979-м — из-за вьетнамо-китайской войны. И до, и после: из-за возможности атомной войны. И в 1983-м, когда СССР сбил южно-корейский лайнер. И в годы перестройки: у-у, как мы ждали конца света при перестройке! Уже из внутренних, так сказать, источников: Лигачев, общество «Память», тихий апокалипсис пустых полок и продуктовых очередей, танки у Белого дома. И Ленинская библиотека, куда каждый ходил со своей лампочкой и берег ее как зеницу ока: перегоревшие лампочки в читальных залах держава уже не заменяла по причине полного их отсутствия.
А потом мы и дождались конца света. Хотя бы — привычного мира. Когда инфляция за два года (1992—1993) составила 3300%, профессорская зарплата в Москве была равна 11 у.е., на детское пособие можно было купить контурные карты по одному предмету, импортной стала даже газировка, а на Тверской продавали еду — бульон из кубика «Магги».
И в библиотеку каждый ходил уже не со своей лампочкой, а со своей баночкой пшенной каши.
Кстати, это столичные чудеса. В губерниях, в моногородах, в гарнизонах было хуже. И дольше.
…Как по ТВ в новостях объявили о распаде страны (худо-бедно собиравшейся тысячу лет), как вынесли на себе этот распад те, кому тогда пришлось бежать из дома, — не говорю. Страшно.
Все это в 1990-х легло на истрепанную, издерганную психику советских людей, в трех поколениях приученных ждать бомбежки, «черного ворона», карточек на хлеб.
И на домохозяйства, где стратегический запас составляли крупа и дачное сливовое повидло.
А дальше — эти же самые люди начали выживать. Не забуду, как бывший учитель физики, вынужденный бежать с семьей из бывшей советской республики, в Москве, в общежитии сам готовил сына-медалиста на физфак МГУ. И мальчик поступил с одного «медального» экзамена!
Не забуду, как 25 летняя вдова 1990-х (муж пытался заняться бизнесом и взял в долг не у тех) работала в частной клинике, не разгибаясь, и растила дочь. Как репетировали где придется знаменитые теперь театры. Как восемь душ в 1993-м скидывались на башмаки детдомовцу.
…Как студенты новой формации начинали работать с первого курса. Как впервые пришел трезвый сантехник. Как впервые была куплена отечественная плитка. Как впервые на европейское дамское любопытство «Где это сшито?» с удовольствием ответила: «В Петербурге».
Нефть — она, конечно… Но без этого многомиллионного «Пропадать мы не согласны!» длиною в 20 лет нынешней полусытости и полуустроенности огромного пространства близко не было бы.
И медленно (очень медленно) начал появляться новый тип российского обывателя. Во первых, его стало трудней испугать: свистит инфляция под 200%, но… он переживал и 300%, и больше.
Во вторых, ему, российскому обывателю, все сильнее хочется уважать самого себя. Оттого что жизнь (до марта 2014 года, во всяком случае) становилась чуть прочней и чуть спокойней, чем привычная социальная хлябь. Улицы чище. Аэропорты лучше. А новый холодильник собран в РФ. Его, обывателя, даже стало посещать чувство: «И я кой-чего выстоял. Почти как дед-пехотинец».
И это — здоровое, это драгоценное чувство. Оно медленно копится в почве. Оно сродни спокойной интонации, с которым умница-немец 1940 года рождения сказал мне в 1999-м: «Дети кризиса — хорошие дети. Подростки в Москве похожи на мое поколение немцев: мы росли без отцов, в разрухе. Знали, что отступать некуда. И именно мы подняли Германию из руин».
Ни ноты агрессии, согласитесь. Одна здоровая уверенность в сделанном.
Но у нас быстро появились желающие это чувство конденсировать к завтрему. Перегнать в мазут. И лить его, кипящий, на головы врагов: у нас тут была, есть и будет осажденная крепость.
Все споры патриотов с либералами в 2015 году, все проверки русской классики на соответствие школьной трактовке 1952 года идут от этого желания: использовать национальное чувство немедленно! Сырым, за копейки. И в разрушительных целях!
Вот и на вялый алармизм Владимира Яковлева в ФБ сразу ответила публицист и блогер, руководитель Агентства информационной безопасности Марина Юденич. Не без драйва:
«Люди тусовочки — те, кто помоложе, — называют себя креативным классом.
Старшее поколение числится русской интеллигенцией.
Притом что ни креатива, ни интеллигентности не являют миру ни юные, ни зрелые.
Про «русскость» говорить не станем. <...>
Да и стыдно тусовочке сегодня быть русской. Потому тема как бы отпадает сама собой.
И вот теперь, когда мы определились с целевой аудиторией призыва, я его — этот призыв — продолжу. <…>
Уезжайте!
Вам уже никогда не будет так уютно и спокойно в России, как было в годы вашего — или ваших родителей — становления. В бизнесе, в творчестве, в обществе. В социальной иерархии.
Вам вряд ли удастся получить в полную и безраздельную собственность нефтеносные недра, целые отрасли того, что когда-то именовалось народным хозяйством, гиганты индустрии, газеты, телеканалы, города и отдельные городские кварталы, а в них — самые красивые монументальные здания, миллионы гектаров земли и прочая, прочая, прочая…
Вам никогда не повторить гигантской аферы под названием «ваучерная приватизация».
Не уничтожить несколько миллионов сограждан, обратив в прах их смешные деньги, которые эти доверчивые лохи называли трудовыми накоплениями».
...В 1994—1996 гг. автор блога работала в информационном управлении администрации президента. Несколько месяцев руководила пресс-службой Б.Н. Ельцина. А теперь, как водится на Руси, прозрела. И жжет партбилет на миру. Еще раз скажу: жжет ярко.
…Дело не в биографии. Дело в опасной, с обеих сторон нагнетаемой до истерики тенденции: не искать почву для общественного согласия. Наоборот! Разойтись как можно дальше, оставив между собой огромное пустое пространство от Брянска до Южно-Сахалинска. И использовать его лишь для разбега перед схваткой.
Comments
Бог
потому как мне это неинтересно, а вот о немцах скажу:
эти слова "мы подняли германию из руин" немец мог сказать только
иностранцу. в германии над ним бы только посмеялись, потому что
в германии даже детям известно, что их страну из руин поднял
план Маршалла и турецко-итальянские гастарбайтеры.
Так штаа, гражданка дьякова, работайте над повышением своего интеллекта,
прежде чем чушь с умным видом цитировать.
От повторения "Я поджарый качок, я пожарый качок" жопа с пузом меньше не становятся.
Не все должны иметь хорошие дома, стабильный доход и спокойствие.....
В первом квартале 2015 г. 1336 американцев публично заявили об отказе от гражданства США.
Из тех, кто хотел бы остаться в США, и являться американцем, только 22 % в качестве причины назвали "демократию", остальные в качестве причин для проживания в США назвали денежные интересы.
CNBC : "Survey says: 35 percent of Americans would expatriate
.. revealed that 35 percent of American-born residents and emigrants would consider leaving the United States to live in another country.
This percentage greatly increases for those age 18 to 34. More than half of millennials, a whopping 55 percent, said that they would consider leaving the U.S. for foreign shores".
Не думаю, что от прочтения какой-то статьи с кучей лайков народ ринется паковать чемоданы за бугор. Проблема даже не в том, чтобы "валить или не валить", а в том, что валить не куда. Западом народ уже накушался, восток нам чужд. Где на нашей планете рай для среднестатистического россиянина?
Если свалит, то навсегда. Ну, на долгие годы точно...
сново здорово, та же паника и кипеш тех же лиц в нете: "Лелик!!! усе пропало!!!"
Захожу в магазин, всего полно, цены те же, а на что-то и ниже - сезонные овощи-фрукты,
народ во всю затаривается,
сама 5 кило перца притащила, лечо делать, нафиг мне магазинная кислятина.
Что огорчило, сигареты мои подорожали на 15р. бросать не собираюсь,
за это мое "фи и ай-я-яй!" властям,
курево и сто грамм, это святое на Руси.
Весь этот шухер раздувает оппозиция, чтоб убрать нынешнюю власть по тихому,
чтоб народ не возмутился, когда ему снова младореформаторов типа - Чубайса, Гайдара подсунут и нового Ельцина во главе.
Интересно другое, среди чиновников и должностных лиц на местах, даже в маленьких пограничных городках, центральная власть потеряла авторитет, как будто там они заранее знают, что жильцов кремля списали в отставку, это мое чистое имхо.
Криминал оживился, как в лихие 90-е, снова братков на бмв к забору дачи присылают без опаски, как 15 лет назад.
Значит ли это что где-то, кто-то уже все за нас решил, кому на троне сидеть?
Это от нас зависит, если найдется пара верных батальонов на охрану кремля и несколько человек сумеют выйди через т.в. к народу с обращением, то запад и оппозиция останутся с носом,
при всех нерешенных пока, проблемах, в России сейчас самая сытая и спокойная жизнь за последние сто с лишним лет.
Что он тебе такого сделал?
Судебная система, выборы, парламентаризм, присяжные, партии и оппозиции - всё сделано исключительно для Запада, что бы считаться ТАМ нормальным государством.
И что бы влиять на положение в России, нужно быть французским или немецким избирателем, потому что именно ради них, французских или немецких избирателей, весь этот карнавал.