«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Categories:

Достучаться до ЕС

Может ли что-то изменить массовая гибель беженцев-нелегалов в центре Европы.

Австрийский автобан, полиция на месте массовой гибели беженцев. Фото: EPA

Размер трагедии беженцев на австрийском автобане Европу шокировал — 71 погибший, в том числе четверо детей. Все задохнулись в кузове рефрижератора. Все, предположительно, были выходцами из Сирии и пытались нелегально попасть в Германию, чтобы попросить политического убежища.

Впервые на территории Евросоюза случилась массовая гибель беженцев. До австрийской трагедии балканский трафик мигрантов, в отличие от средиземноморского маршрута, обходился без человеческих жертв. Морская же переправа на утлых суденышках от ливийского берега до Италии давно заработала печальную славу «дороги смерти» — утонувшие и пропавшие без вести исчисляются тысячами. 

Полиция Австрии в кооперации с венгерскими коллегами оперативно установила, что грузовик, ранее принадлежавший словацкой фирме мясопродуктов, был в прошлом году продан и позже перерегистрирован в Венгрии на имя румынского гражданина. Уже на следующий день после трагедии задержали семь человек, из них троих оставили под арестом — венгра и двух граждан Болгарии. Представители полиции полагают, что это далеко не последние аресты, поскольку речь идет о разветвленной международной сети преступников, специализирующихся на нелегальной переброске беженцев из азиатских стран в Центральную Европу.

Контрабандная доставка нелегалов представляет собой сверхдоходный бизнес. Так, на африканском побережье местные дельцы за место в лодке берут от 500 до 800 евро. Путь из Турции в Европу через Балканы оценивается еще дороже. В Измире, например, мигрантам предлагают услуги по нелегальной доставке до Германии за 2400 долларов. О размахе подпольного бизнеса свидетельствует своего рода рекламный проспект, который детально расписывает способы доставки, вид транспорта и расценки на каждом этапе балканского трафика.

Читайте также: Беженцы стали для Европы проблемой №1. Всплеск балканского трафика нелегалов застал врасплох

Надо сказать, что полиция европейских стран не сидит сложа руки. В Сербии за последние дни 160 таксистов лишились лицензии за перевозку беженцев через венгерскую границу. Практически ежедневно на дорогах Австрии и Германии полицейские останавливают для проверки десятки различных грузовиков и микроавтобусов с мигрантами. Только в Баварии за первое полугодие было зарегистрировано почти 1300 случаев нарушений, связанных с нелегальной миграцией. В австрийских тюрьмах, дожидаясь суда, сидят около 300 перевозчиков нелегалов. Но, как справедливо заметил глава полицейского департамента австрийской земли Бургенланд, где была выявлена страшная находка, каждый грузовик не проверишь — их только по ставшему местом преступления автобану А4 ежедневно следует более 3 тысяч. А на рефрижераторе перевозка беженцев для полиции — впервые в практике.

И в самом деле, вряд ли возможно решить все проблемы нелегальной миграции только полицейскими мерами. Однако политические усилия в рамках Евросоюза пока явно недостаточны, чтобы выработать единый пакет действий.

Италия и Греция, не имея достаточных финансовых возможностей, фактически устранились от первичной регистрации беженцев («закрыв глаза», пропускают их дальше, вглубь старой Европы). Венгрия наряду с возведением пограничных сооружений на границе с Сербией ужесточает собственное миграционное законодательство. По-прежнему сохраняются острые разногласия по вопросу квот на мигрантов: Польша, Чехия, страны Балтии вообще отказываются их принимать, Словакия согласна пустить несколько сот человек, но только христианского вероисповедания…


Беженцы под присмотром полиции на границе с Македонией. Фото: EPA

Данная ситуация вызывает критику в адрес европейской бюрократии не только со стороны общественного мнения. Так, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутьеррес назвал ныне действующую в Европе систему по работе с мигрантами полностью бесполезной. Те 300 тысяч беженцев, что прибыли с января на европейский континент, по его мнению, вполне возможно избыточны для таких стран, как Греция, Сербия или Македония, однако, с учетом совокупного населения ЕС в 510 миллионов, эта цифра относительно невелика.

Тем временем азиатский поток беженцев через Турцию продолжает нарастать, на македонской и венгерской границах тысячи отчаявшихся людей ищут малейшую возможность продолжить свой непростой путь к заветной цели. И никто не дает гарантии, что австрийская трагедия не повторится.

Александр Чурсин


Фото: EPA


Tags: беженцы, германия, греция, евросоюз, италия, трагедия
Subscribe
promo novayagazeta 10:29, yesterday 12
Buy for 1 000 tokens
Аскольд Иванчик, историк, археолог, член-корр. РАН и Академии надписей и изящной словесности (Франция) — о горячих точках и взрывоопасных идеях. — Давай начнем с самого раздражающего. Очень много сейчас рассуждений о том, что, мол, как это — те же самые люди, которые были…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments