?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Политэкономия «Платона» и идеологические последствия бунта водителей грузовиков: конфликт олигархических элит и «простого человека» — как политическое следствие экономического кризиса.

Протесты дальнобойщиков — первое серьезное испытание для Кремля, связанное с вступлением страны в период неблагоприятных экономических условий. Ситуация наталкивает на несколько соображений, расширяющих контекст, в котором мы можем видеть эти события.

Во-первых, реакция дальнобойщиков позволяет выдвинуть гипотезу, что ситуация в экономике, а уж во всяком случае, в отдельных ее сегментах, гораздо менее благополучна, чем это может показаться при знакомстве с цифрами официальной статистики. Мелкооптовые и оптовые грузовые перевозки — хороший косвенный индикатор состояния потребительского сектора, демонстрирующий масштабы сокращения оборота у предприятий мелкого и среднего бизнеса. И он, судя по комментариям дальнобойщиков, сокращается в гораздо больших объемах, чем это показывают агрегированные цифры.

Здесь, по всей видимости, дело еще и в том, что в сегменте частного потребления, обслуживаемого мелким и средним бизнесом, — реальные обороты были гораздо выше тех, которые видела официальная статистика, в силу систематического занижения налоговой базы. Если это так, то и сокращение потребления в сегменте рабочей силы, занятой в мелком и среднем бизнесе, окажется большим, чем показывают усредненные цифры, что будет сказываться на экономике в целом. Иными словами, сокращение доходов людей, работающих в «серой зоне» или в зоне заниженной налоговой базы, будет влиять на потребление ими товаров, в том числе и тех, которые официальная статистика видит.

Кстати, и инфляционный эффект введения платежей за пользование автодорогами может оказаться выше прогнозируемого.

Речь идет не только о переносе «налога ротенбергов» в цену товара, но и о снижении уровня связанности рынков внутри страны, а значит, и о снижении конкуренции на локальных рынках в рамках некоторых товарных групп.

Во-вторых, коллизия с «Платоном» хорошо демонстрирует стратегию прохождения кризиса, избранную российскими властями, равно как и цену их постоянным клятвам в приверженности интересам мелкого и среднего бизнеса.

Можно предположить, что у введения дорожного сбора три бенефициара. Первый — это пресловутые Ротенберги, ставшие символом системы авторитарной олигархии, «капитализма для друзей». Роль «ротенбергов» в избранной стратегии прохождения кризиса очень важна: они должны обеспечить поддержание объемов инфраструктурного строительства, которое в свою очередь должно стать важным фактором поддержания внутреннего спроса. Однако им самим нужна новая ресурсная база, так как возможности государственных финансов служить такой базой сокращаются.

Второй очевидный бенефициар — это бюджет. Здесь речь идет не только о прямых доходах от сборов с «Платона», но и о возможности выводить из тени реальные объемы перевозок. Однако попытка расширить налоговую базу в условиях резкого сокращения оборота — очень сомнительная стратегия, которая приведет, скорее всего, к выходу с рынка части участников, то есть по-простому — к разорению дальнобойщиков.

Следите за темой:  Дальнобойщики против «Платона»

Однако можно предположить, что разорение части дальнобойщиков — вполне сознательная стратегия, у которой есть еще один бенефициар. Это государственная монополия РЖД, которая в результате шубохранилищной политики прежнего руководства лишилась части грузовой базы и теперь вынуждена искать способы ее восстановления, причем — не за счет снижения тарифа. Потому что деньги очень нужны.

Коллизия, в которой сталкиваются интересы малого бизнеса, бюджета и политически инкорпорированной олигархии, вполне принципиальна для понимания разворачивающегося кризиса и вызовов, которые встают перед режимом.

Само по себе столкновение с «шестой колонной» дальнобойщиков является для Кремля чрезвычайно щекотливой коллизией.

Доктрина сплоченной «суверенной нации», выталкивающей «пятую колонну» западников и либералов, подвергается серьезному испытанию. С одной стороны, дальнобойщики воспринимаются как носители маскулинной и вполне «народной» идеологии, их протест очень трудно свести к «проискам Запада», с другой — этот протест очень точно направлен против ахиллесовой пяты режима — инкорпорированной олигархии.

Нынешний российский политический режим — это правопопулистский авторитаризм, который опирается одновременно на инкорпорированную олигархию и патерналистский конструкт «простого человека» с его традиционными и патриотическими ценностями. Политический миф режима строится на том, что единству лидера (за которым стоит, на самом деле, вскормленная, «своя» олигархия) и нации «простых патриотических людей» угрожает союз внешних сил и их внутренний агент — образованные и прозападнически настроенные элиты. Это антиэлитный режим.

«Шестая колонна» дальнобойщиков наносит по этому стройному мифу мощный удар. Но что еще хуже, ситуация эта выглядит вполне модельной. Конфликт интересов двух опор режима — инкорпорированной олигархии и «простого человека» — скорее всего, и станет важнейшей пружиной политических последствий разворачивающегося экономического кризиса. Впрочем, на данном этапе его развития конфликт случается только в том случае, если «простой человек» оказывается экономически самостоятельным агентом, а не бюджетником или работником крупной корпорации.

Кирилл Рогов
Обозреватель «Новой»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»


promo novayagazeta march 14, 10:29 40
Buy for 1 000 tokens
Последствия для страны и мира: кто и что выиграл сейчас и в будущем. Помню, как в юности носился по просмотрам во время Московского кинофестиваля: выскочил из зала с комедией и тут же влип в мелодраму, а оттуда без перерыва на боевик; там, едва смолкли выстрелы, угодил на что-то…

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
unlimmobile
Dec. 4th, 2015 04:12 pm (UTC)
конфликт олигархических элит и «простого человека»
Автор "случайно забыл" что эту систему выстроили в РФ США, когда руководили распадом СССР и становлением РФ при ельцине )))
mudolog
Dec. 4th, 2015 04:35 pm (UTC)
Кто бы эту систему ни выстроил, Путин её не разрушает, а как бы даже наоборот.
И чего теперь постоянно вспоминать о том, когда бабка девкой была?!
Пластическую операцию по восстановлению целки мы успешно прозевали и профукали в 2000-м году...
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudolog - Dec. 4th, 2015 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudolog - Dec. 4th, 2015 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudolog - Dec. 4th, 2015 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Помидоров - Dec. 6th, 2015 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazoukov - Dec. 4th, 2015 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lazoukov - Dec. 4th, 2015 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Помидоров - Dec. 6th, 2015 02:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - unlimmobile - Dec. 4th, 2015 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Помидоров - Dec. 6th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unlimmobile - Dec. 6th, 2015 04:16 pm (UTC) - Expand
yuganspb
Dec. 4th, 2015 04:14 pm (UTC)
Интересно, какие еще профессиональные группы на очереди?
yakudze
Dec. 4th, 2015 04:18 pm (UTC)
А я боюсь за них, чойта, вот
mudolog
Dec. 4th, 2015 04:30 pm (UTC)
Статья, в принципе, правильная и хорошая. На мелкие огрехи можно закрыть глаза...
lazoukov
Dec. 4th, 2015 05:09 pm (UTC)

Надо бы еще вспомнить, как РЖД перестали возить малые контейнеры.

valerii_11
Dec. 4th, 2015 05:18 pm (UTC)
У дружбанов путина Роттенхеров в связи с падением рубля в два раза очень сильно упали суммы выводимые за бугор. Вот и придумали Платона...
wieder_falsch
Dec. 4th, 2015 05:22 pm (UTC)
В чем безусловно правы люди, не боящиеся выходить с такой инициативой, как "Платон", - так это в том, что этот рынок (перевозки) однозначно нуждается в капитальной санации. Не только этот, разуме-е-е-е-е..., но с чего-то и начинать надобно, господа, правда-с? Теория и практика санации (например, санации полости рта) здесь единодушны: кариес лечить, сгнившие до корня - вырывать. И никаких "ой мне больно"! А ты думал, конечно, больно.

Это по уму. Но нас им не обнять. Поэтому столь необходимая санация (я двумя руками "за", плюйте в меня, господа!!!) производится... как бы это сказать? В общем, не через рот. А как и все у нас.
Да и в кресло затащили (эва сидит-то, в полной готовности, жопой вверх!) вовсе, как нам сдается, не тех пациентов.
А что делать? Кровью в Писании стоит: "лекарю, исцелися сам (с)"! Да кто ж читает-то? Им бы все Послания Совета (а не Совету, да) Федерации читать.
lazoukov
Dec. 4th, 2015 05:35 pm (UTC)
Не в тот момент, когда хреново всем, и не такими методами.
(Deleted comment)
(no subject) - Иван Помидоров - Dec. 6th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
игра у них такая - golos_naroda_rf - Dec. 4th, 2015 11:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
golos_naroda_rf
Dec. 4th, 2015 10:25 pm (UTC)
а я думал, что я один об этом думаю. всю жизнь не могу понять нахрена эта прослойка
(no subject) - Иван Помидоров - Dec. 6th, 2015 02:11 pm (UTC) - Expand
1503545
Dec. 4th, 2015 07:04 pm (UTC)
Да какие же они "простые люди"? Они - мелкие и средние буржуа. А в отечественной традиции, буржуя не грех и раскулачить.
golos_naroda_rf
Dec. 4th, 2015 11:16 pm (UTC)
на буржуа они не тянут, все таки ближе к пролетариям, со своей спецификой.
пс. хотя... пролетариями их тоже не назвать. надо классиков перечитать
(no subject) - golos_naroda_rf - Dec. 4th, 2015 11:27 pm (UTC) - Expand
golos_naroda_rf
Dec. 4th, 2015 11:24 pm (UTC)
где лидеры???
беда в том что нет лидеров. те что есть, это примазавшиеся, преследующие свои интересы.
где лидеры уровня ленина, троцкого? не нравятся ленины? где де голи? ну хотя бы лех валенса есть?
может предпосылок еще нет?
Лишь тогда, когда „низы“ не хотят старого и когда „верхи“ не могут по-старому...(с)
ext_1139316
Dec. 6th, 2015 12:48 am (UTC)
Уж не знамо как! - летаем...
Юнна Мориц

Ходим в люльке с погремушкой,
Расцветаем, увядаем.
Между Арктикой и Кушкой,
Между Польшей и Китаем.

Покидаем с вечным всхлипом
Облак над лицейским прудом -
Между Лиром и Эдипом,
Между Цезарем и Брутом.

Сохраняем здравый разум,
Маслим свет над фолиантом.
Строим ясли голым фразам -
Между Пушкиным и Дантом.

Поднося фонарь к репризам,
Связь находим колоссальной -
Между Блоком и Хафизом,
Между Музой и Кассандрой.

Но кровавою корридой
Угрожает путь старинный
Между Сциллой и Харибдой -
Между Анной и Мариной.

Между Сциллой и Харибдой
Между Анной и Мариной -
Кто проглочен был пучиной,
Тот и выплюнут пучиной.

Стало следствие причиной
Объясняю образ странный:
Кто проглочен был Мариной,
Тот и выплюнут был Анной.

Золотою серединой
Отродясь не обладаем -
Между Анной и Мариной,
Между Польшей и Китаем.

И над бездною родимой -
Уж не знамо как! - летаем,
Между Анной и Мариной
Между Польшей и Китаем.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel