«Ян Карский. Праведник мира» — повесть о легенде польского Сопротивления. О человеке, который еще в 1942 году рассказал миру о Холокосте, став первым свидетелем.
А ведь молодой поляк, мечтавший о карьере дипломата, почти осуществил свою цель: после университета его приглашают на работу в МИД. Но Германия вторгается в Польшу, кавалерийский полк Яна разбит частями вермахта, и юноша попадает в плен. Поочередно советский, немецкий… Его пытали в гестапо, и он вскрыл вены, чтобы не выдать адреса, имена подпольщиков… Карский совершает побег из лагеря, возвращается в оккупированную Польшу. Чудом избегает участи быть уничтоженным вместе с тысячами соотечественников в Катынском лесу.
Режиссер фильма, живущий в США Славомир Грюнберг, реконструирует эту невероятную судьбу с помощью интервью самого Яна Карского разных времен (в том числе используя фрагменты великого фильма Ланцмана «Шоа»), свидетельств современников, редкой фото- и кинохроники и рисованного кино.
Свободно владея французским, немецким, английским, Карский выполнял тайные поручения подпольщиков и правительства Польши в изгнании. Он всегда писал и говорил только о том, что видел своими глазами. Его доклад о положении поляков в Германии, об отношении поляков к евреям вызвал возмущение соотечественников. Он позволил себе критиковать свой народ.
В 1942 году командование поручает ему передать лидерам Англии доклад о положении евреев в Польше. Но прежде чем понять, что значит «довести решение еврейского вопроса до логического конца» и сообщить об этом ведущим политикам мира, он должен увидеть все своими глазами. И долговязый полиглот с аристократической внешностью в немецкой форме отправляется в гетто, где из 450 тысяч к моменту его «визита» осталось тысяч 70. Потом он «посещает» концлагерь. И снова гетто.
Картины, увиденные им в этом аду, потрясли его до чувства острой сердечной боли: «Это был не наш мир, — говорит Карский с глазами, полными слез, — он против человеческой природы… Людей превратили в существа с пустыми глазами». У ада был запах. Запах ужаса. Людей здесь заталкивали в теплушки прикладами. Детей швыряли, как куски мяса… После увиденного его рвало кровью.
Дальше началась секретная миссия Карского. Он добрался в Лондон и представил высшим политическим кругам доклад. Обладая феноменальной памятью, Карский перед камерой практически дословно производит свои разговоры в Лондоне и диалог с надменным патриархом мира Рузвельтом. Нет, никто не говорил, что не любит евреев. Аргументированно объясняли, что да, все возможно, но другие народы тоже страдают… Он чувствовал неподъемный груз ответственности — как доказать, убедить: газом убивают сотни тысяч взрослых и детей…
Мир выслушал его… и ничего не сделал. Карский решил, что провалил задание. Миссию, обеспечившую ему место в учебниках истории, он считал и своим личным поражением. Конечно, доклад Карского изменил позиции стран-союзниц, осознавших масштабы трагедии, был учрежден совет по делам беженцев.
И все же этот фильм — история того, как правда разбивается о стену тотального равнодушия. Нет мощнее силы в современном мире. Равнодушие приводит к тоталитарным режимам. Позволяет раскрутиться маховику войны.
Эмоциональный центр фильма — сам Карский. И дело не в высоких званиях вроде «Праведника мира» или высших наград Польши, Израиля, США (США — посмертно). Просто так редко можно увидеть величие духа. Достоинства. Человечности. По сути, Карский, подобно героям древнегреческой трагедии, должен исполнить предначертанное фатумом. И все же бросает вызов судьбе, стараясь спасти обреченных.
Он говорит, что в природе человека творить добро и зло, Господь оставил выбор за нами. Он пытался остановить Холокост. Пытался… Сергей Юрский не «озвучивает» героя. Его голос становится голосом самого Карского. Каким-то внутренним, собранным, сдержанным. В минуты эмоционального накала — срывающимся. Чуткий человек с прекрасными манерами в белоснежных рубашках. Долговязый. С нервными длинными пальцами пианиста. С прямой спиной. Знающий наизусть необъятную поэтическую драму Мицкевича «Пан Тадеуш». Называющий Холокост вторым первородным грехом человечества. А себя после посещения гетто именующий «католическим евреем».
«Истинная доблесть в том, чтобы словами убивать войны, а не железом — людей», — сказал Блаженный Августин. В создании художественного документального кино Славомира Грюнберга принимали участие кинематографисты Польши, США и России.
В 2015 году исполнилось 100 лет со дня рождения Карского, польский сейм объявил 2016 год Годом Яна Карского.
Journal information