«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Categories:

«Оказывается, неправильно верили?»

На Кавказе происходят тектонические изменения, и России стоит разобраться в их причинах и предпосылках. Как иначе нам научиться быть одной страной?


Меджлис в Чечне. Фото: Instagram

В Чечне состоялся меджлис (совет) «представителей кадарийского и накшбандийского тарикатов». Событие позиционировалось как общекавказский сход против терроризма, однако понятно, что ориентировано оно было преимущественно на Чечню и Ингушетию, где в основном живут последователи указанных тарикатов. На собрании прозвучало очень много резких заявлений. «Надеюсь на понимание ситуации главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, — сказал, среди прочего, Кадыров. — Он как бывший сотрудник спецслужб, генерал и Герой России должен знать, что переговоры с ваххабитами ведут к войне. Мы, в свою очередь, выражаем недовольство тем, что псевдосалафиты, получив трибуны в Ингушетии, кричат в сторону Чечни».

Были и угрозы в адрес конкретных религиозных деятелей, чьи головы, как было сказано, «полетят с плеч», и другие страшные метафоры (например, «убрать их труда не составит», «они знают, как я кусаюсь и как расправлюсь с ними»).

Все это — достаточный, но не единственный повод обратить внимание на данное событие. Важно также и другое: этот меджлис с его резолюцией — очередной сигнал о тектонических процессах на Кавказе. Возможно, в российской мусульманской умме вообще, и это, мне кажется, очень важно.

Попробую для нерелигиозной публики кратко и с некоторыми упрощениями объяснить, из-за чего разгорелся сыр-бор на этот раз.

Эти регионы Кавказа, как мы знаем, у нас в основном исповедуют ислам, при этом исповедуют сравнительно недавно. Безусловно, историки находят следы мусульманской веры в регионе, датируемые многими столетиями. Однако основная часть жителей обратилась в ислам во второй половине XIX века. Около 150 лет назад. Связано это было в основном с деяниями легендарного Шамиля.

Исторически так случилось, что на Кавказе наиболее широкое распространение получил суфизм — одно из течений ислама. Суфизм, в свою очередь, предполагает деление на тарикаты — это такие замкнутые религиозные сообщества, различающиеся нюансами в отправлении культа. Самыми популярными стали накшбандийский и кадирийский тарикаты — до недавнего времени к ним с уверенностью можно было отнести если не весь Кавказ, то уж большинство вайнахов определенно.

Внутри тарикатов произошло еще более дробное деление на вирды — сообщества, сплоченные вокруг фигуры шейха или устаза — духовного лидера. Все известные нам предводители кавказских вирдов — реальные исторические личности, жившие сравнительно недавно. Некоторые из них официально считаются мусульманскими святыми.

Все это религиозное устройство за полтора века тесно переплелось с традиционными устоями кавказского общества. Вирд стал не просто религиозным институтом — он стал единицей административно-хозяйственного деления. Эта конструкция в научной литературе получила название «народный ислам», есть такой устойчивый термин.

Но вот упал Советский Союз, и россияне, в том числе и люди с Кавказа, стали ездить учиться в другие страны. Учились и исламу. И как-то с годами стало нарастать такое настроение, что всю дорогу-то, оказывается, неправильно верили.

Что у других мусульман нет ни тарикатов, ни вирдов, ни преклонения перед фигурой устаза (почти, считай, современника).

Для кавказского человека, привыкшего уважать старших и чтить традицию, это очень болезненное понимание. Теперь выходило так, что и со стариками есть о чем поспорить.

Уже в середине девяностых на Кавказе появились «новые» мечети и закрытые молельные дома, получившие ярлык «ваххабитские» (хотя к реальному ваххабизму — для тех, кто понимает — все эти люди имели крайне малое отношение). Я не буду подробно останавливаться на том, как этот «импортный», «чистый», как тогда говорили, ислам, практикуемый вне тарикатов, давили во всех республиках Кавказа. Мне кажется, эта тема уже достаточно изучена и раскрыта. И да, действительно, между фактом хождения в мечеть «нового типа» и последующим участием в вооруженном подполье на Кавказе обнаруживалась стойкая корреляция. Однако же эта корреляция была не стопроцентная. Далеко не стопроцентная. А убивали без разбора всех «новых молящихся».

И вот спецслужбы долго, очень долго воевали с ваххабитским подпольем на Кавказе, все никак не могли его одолеть. А потом, к началу 2010-х, как-то вдруг враз одолели. Всё, пропало кавказское подполье с лица земли. А общины «новых» верующих, заметьте, остались. В Дагестане, к примеру, их даже перевели на легальное вполне положение, распространив на них более широкое определение «салафиты». Да и в Ингушетии уже не обращали на них такого внимания, как прежде. На улицах стало заметно больше женщин, закрытых по ближневосточной традиции. Алкоголь вообще теперь днем с огнем не сыщешь. Тот самый «народный ислам» потихоньку сдает позиции исламу «новому».

До сих пор это происходило как-то не очень заметно, исподволь. Эволюционным, можно сказать, путем. До сих пор не было в Ингушетии (Чечню не берем — там независимых нет О. Б.) разногласий между сторонниками вирдового устройства (а это всегда официальный муфтият) и независимыми имамами «новых» мечетей и их паствой.

А в прошлом году не то что разногласия появились — случилась настоящая война.

Началось все с формальных, казалось бы, вопросов: поднимать или не поднимать руки во время намаза? снимать или не снимать головной убор?  допустим ли зикр в том виде, в каком он принят в Ингушетии?


В августе в Ингушетии прошла акция в поддержку имама Чумакова. На фото — мечеть в Насыр-Корте / d1alac.com

Градус спора нарастал. И вот в конце мая муфтий Ингушетии Иса Хамхоев, приверженец «традиции», потребовал выдворения из крупной мечети в Насыр-Корте имама Хамзата Чумакова, не подчиняющегося официальному духовенству, — именно за религиозное новаторство. Хамзат Чумаков между тем имеет в республике репутацию отчаянного правдоруба и собирает на свои пятничные молитвы тысячи людей, в основном молодежь. Но и муфтият не захотел сдаваться: запахло вооруженным столкновением. К Насыр-Кортской мечети стянули вооруженные силы полиции. Конфликт удалось уладить умиротворяющей проповедью Хамзата Чумакова, а также Исы Цечоева, другого видного проповедника салафитского толка. Как мне удалось выяснить, этой мирной проповеди предшествовал их разговор с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, который лично позвонил и попросил этих людей остановить кровопролитие.

Важная деталь, которая неминуемо наводит на мысль о том, что причина противостояния сторонников тариката и салафитской общины — отнюдь не в богословских разногласиях. И Хамзат Чумаков, и Иса Цечоев до недавних пор считались, мягко скажем, идейными оппонентами Евкурова. Теперь же Евкуров, боевой офицер, прошедший не одну войну, к торжеству здравого смысла, демонстрирует удивительную гибкость. («Может, к выборам?» — гадают наблюдатели в Ингушетии.) Евкуров не устает повторять мантру о недопустимости разделения общества на религиозной почве, подчеркнуто демонстрирует близость с салафитскими проповедниками — наравне с прочими духовными деятелями. Да и сами проповедники, кажется, находят такое примирение возможным. Хамзат Чумаков мне даже так сказал недавно по этому поводу: «Евкуров осознал, что это <гонения на салафитов> неправильно, может, какое-то озарение снизошло на человека».

Снизошло, кстати, не только это озарение, но и еще одно: после этих событий глава республики начал выдавливать Ису Хамхоева с поста республиканского муфтия. Формально — за недоговороспособность с «новыми верующими». (Хотя в теории глава республики не может отправить в отставку муфтия: муфтиев не назначают, их выбирают. Но практика — другой вопрос.)

При этом размолвка главы Ингушетии с республиканским муфтием совпала с началом строительства крупного исламского центра в ингушской столице — с большой мечетью и исламским университетом. Это строительство финансирует эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани. Уже и катарцы приезжали в Ингушетию, и ингушская делегация (в том числе и муфтий Хамхоев) посетила Катар. Ну а потом разгорелся спор вокруг салафитов и допустимости их присутствия в республике.

Иса Хамхоев расставаться с постом муфтия не захотел. Стоял на том, что страдает за принципиальную позицию, за противостояние потенциальным террористам. С этим тезисом он стал искать поддержку в Чечне у видного критика «ваххабизма» и «салафийи» Рамзана Кадырова.

А у Евкурова с Кадыровым — давняя взаимная неприязнь, которую пытается как-то утрясти администрация президента, да что-то все никак.

«Враг моего врага — мой друг»: Кадыров привечает у себя беглецов из Ингушетии, тех, у которых возникли неразрешимые противоречия с тамошним главой; муфтий — не первый.


У Евкурова и Кадырова давняя взаимная неприязнь / ТАСС

Нам, привыкшим к линейности сюжета средней полосы, трудно бывает понять кавказскую вязь причин и предпосылок важных событий. Вот и здесь все сплелось: и отношения глав, и большие, видимо, деньги. И грандиозный исторический процесс, которому мы все — живые свидетели. Кавказ трансформируется. На смену родоплеменному устройству приходит — нравится нам это или нет — общество нового типа. Ориентированное, скорее, не на светские нормы — а на догмы ислама. Аналогичные процессы идут во всей мусульманской России: и в Татарстане, и в Башкирии, и в Поволжье.

Читайте также:  Кадыров у Евкурова беженцев увел

По поводу схода в Грозном несколько дней трясло все чеченские СМИ. В Ингушетии, напротив, — тишина. «Власти Ингушетии разрабатывают план устойчивого экономического развития республики» — первая новость на официальном сайте главы. Как будто соседний руководитель и не сказал ничего.

Малоизвестный ингушский юрист Цороев тем временем обратился к генпрокурору и Следственный комитет с заявлением о разжигании розни на конференции в Чечне.

Ольга Боброва
редактор отдела спецрепортажей


Subscribe

promo novayagazeta december 19, 10:01 2
Buy for 1 000 tokens
Свежий номер Той самой «Новой газеты» уже можно скачать и распечатать по ссылке https://bit.ly/tsng_035 Немного о содержании: «Дзен» теперь принадлежит VK. А чтобы внедрить пропаганду в «Гугл», пришлось обманывать его алгоритмы. Как пропаганда и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments