Как власти двух Алтаев выселяли на мороз международный экономический форум под предлогом карантина.
Столица «Сибирского Давоса», но не в этот раз.
|
Cкандалом с международным акцентом закончилась попытка провести на Алтае экономическую конференцию «Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции», организованную филиалом германского «Фонда Науманна за свободу» и политиком Владимиром Рыжковым. «Сибирский Давос», как неофициально называют эту ежегодную встречу, сорван: турбазы двух регионов отказались размещать гостей. Участники форума считают: на бизнес надавили власти. Однако власти отрицают свою причастность к скандалу.
Не место для экспертов
За день до визита на Алтай посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас был участником четырех встреч европейских чиновников с российским министром иностранных дел. А после прилета в Горно-Алтайск он едва не остался без крыши над головой в 20-градусный мороз. Как, впрочем, и другие эксперты из России и Германии и руководители московского бюро Financial Times, Die Welt и Frankfurter Allgemeine Zeitung, прилетевшие тем же рейсом.
Заезд первых участников форума ожидался 11 февраля. Часть из них должны были прибыть из Горно-Алтайска, другие — из Барнаула. Но за четыре дня до этого парк-отель «Ая» из Алтайского края отказался селить гостей, хотя места были забронированы и оплачены за месяц. «Разморозились трубы, затоплено два этажа», — так объяснил свой отказ владелец отеля. «Но отель был готов заселить «простых» туристов», — рассказывает член оргкомитета Станислав Андрейчук.
В соседнем регионе — Республике Алтай — турбаза «Золотые пески», спешно найденная после отказа владельца парк-отеля, поначалу распахнула все двери. Как никак, но до высокого сезона еще далеко.
«Оргкомитет вселился сюда за день до общего прибытия, однако вскоре управляющей отелем стали звонить какие-то люди, требовали отказать нам в размещении. Все переговоры происходили на наших глазах: ей звонили, наверное, каждые три минуты», — продолжает Андрейчук.
Звонившие представлялись сотрудниками то районной или республиканской администраций, то силовых ведомств. А уже за полночь членов оргкомитета «осчастливили» твердым решением: утром придется съехать, гостиница закрывается — карантин по гриппу объявлен по всей республике. Правда, официальный документ об этом им предоставили намного позже. А тем временем самолет с гостями из Москвы уже приземлился в Горно-Алтайске.
Маркетинг и политика
Между тем еще три года назад «Сибирский Давос» был желанным гостем алтайского курорта Белокуриха. Подход владельцев местных санаториев был вполне прагматичным. На конференцию приедут VIP-персоны, их цитаты наверняка разлетятся по СМИ, а чем больше людей узнают про курорт, тем больше их приедет отдыхать и лечиться.
Но к 2014 году политика, похоже, пересилила маркетинг. Все санатории города-курорта, не особо объясняя причины, отказались принимать форум. Изгнанный из края «Сибирский Давос» переехал на турбазу в Республику Алтай. Участники шутили тогда: «Следующее заседание придется перенести еще дальше — за горы, в Монголию». И все же в этом году оргкомитет попытался вернуть форум в Алтайский край. Не получилось.
10 февраля наш корреспондент встретился с членами оргкомитета, который традиционно базируется в Барнауле. В тот момент они уже паковали оборудование для конференц-зала и планировали выехать с минуты на минуту для подготовки форума. Они не скрывали тревоги.
По графику автобус с другими участниками должен был выехать из Барнаула 11 февраля. Однако накануне к его водителю пришли неизвестные лица, котрые настоятельно советовали ему отказаться от поездки. Члены оргкомитета успокоили: «У водителя все документы в порядке», и отправились в путь. А в дороге начались проверки.
Проверки на дорогах
«Наш микроавтобус останавливали на постах ДПС под разными предлогами. Мы узнали, что краевое ГИБДД проводит в эти дни три операции: «Фальшивка», «Должник» и «Чистые руки». Водитель подвергся и личному досмотру», — продолжает Станислав Андрейчук. «Их шмонали по полчаса», — рассказывает Владимир Рыжков.
Людей, которые своих намерений не скрывали и занимались лишь оргвопросами, по всему маршруту сопровождали автомобили, в которых, как сообщает Андрейчук, «сидело по два молодых человека спортивной внешности». А утром 11 февраля, в день отъезда на форум основной массы участников, оргкомитету пришлось давать отбой: «Конференции не будет, экспертов везем из Горно-Алтайска в Барнаул, что будет дальше, не знаем».
К вечеру, когда делегация добралась до столицы Алтайского края, новость о срыве конференции с участием дипломатов (а в числе участников был заявлен еще и генконсул Германии в Новосибирске Виктор Рихтер) уже разлетелась по СМИ — были опубликованы десятки сообщений. Вряд ли на таком фоне власти решились бы показать на дверь гостям.
Хотя, по словам Владимира Рыжкова, и тут не обошлось без инцидента. В гостиницу пришла женщина, представившаяся сотрудницей краевой администрации. «Она заявила работникам отеля: «Не вздумайте предоставлять им конференц-зал». При этом она отказалась называть свою фамилию и показывать документы, как и все остальные люди, которые оказывали давление на турбазы», — говорит политик.
Не имеем отношения
Так или иначе, но «Сибирский Давос» был сорван. Вместо двухдневного форума с интенсивным обменом мнениями и дискуссиями прошла встреча в одном из барнаульских ресторанов в формате делового завтрака, затянувшегося, впрочем, на несколько часов. Из-за скандала отказался от поездки Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы и зампредседателя общественного совета при Минфине. Вместо 70 участников на встречу попали едва ли больше половины.
А региональные чиновники, приглашенные официально, мнением экспертов не заинтересовались. «Меня регулярно приглашают в регионы органы управления, которые хотят получить свежую экспертизу, анализ, мониторинг. Но, видимо, в Республике Алтай и Алтайском крае экспертиза не так интересна. Очень сожалею. Потому что годичные данные пришли во вторник, я их в среду обсчитала и с ними приехала», — недоумевала Наталья Зубаревич, директор региональной программы Института социальной политики.
Что же, собственно, произошло? В пресс-службе правительства Республики Алтай заявили, что о форуме ничего не знали и не знают, а о давлении на турбазы впервые слышат от журналистов. В администрации Алтайского края от комментариев отказались. «Не хочу официально комментировать политический скандал, к которому мы не имеем никакого отношения», — ответил Андрей Ляпунов, начальник департамента информационной политики администрации края.
Справка «Новой газеты» |
||
Александр Бердников руководит республикой Алтай с 2006 года. Член Высшего совета партии «Единая Россия». С 1974 года служил в МВД, начав карьеру участковым. В 1993 году назначен министром внутренних дел Республики Алтай, получил звание генерал-майора милиции. В 2001 году был выдвинут на выборы главы республики от партии «Единства» и набрал 9,67% голосов, заняв шестое место. С 2002 года работал в аппарате полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. Когда были отменены выборы губернаторов в 2005 году, стал главой Республики Алтай после утверждения своей кандидатуры в законодательном собрании региона — Эл Курултай. Вступил в должность в январе 2006 года, принеся присягу на русском и алтайском языках. 14 сентября 2014 года после возвращения региональных выборов был избран главой республики, набрав 50,63% голосов избирателей. Срок полномочий Бердникова истекает в 2021 году. В 2010 году жена Бердникова стала участницей ДТП, которое попытались замолчать местные власти. В 2011 году глава Республики Алтай засудил учредителя газеты «Листок» Сергея Михайлова, назвавшего его «алкоголиком», за клевету. Активно лоббировал строительство газопровода «Алтай», несмотря на протесты местных экологов. В рейтинге эффективности губернаторов, по версии кремлевского Фонда развития гражданского общества Константина Костина, на конец 2015 года находился на 54-м месте среди всех глав субъектов РФ. |
Александр Карлин руководит Алтайским краем с 2005 года. Член партии «Единая Россия» с 2007 года. В 1972—2000 годах работал в органах прокуратуры, затем до 2004 года — в Министерстве юстиции (первый замминистра). В 2004—2005 годах — начальник управления администрации президента по вопросам государственной службы. Предложен президентом Путиным на должность руководителя Алтайского края после гибели действующего губернатора региона Михаила Евдокимова в автомобильной катастрофе 7 августа 2005 года. На выборах в сентябре 2014 года был впервые избран губернатором прямым голосованием, набрав 72,97% голосов. Полномочия Карлина истекают в 2021 году. В рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества находился на 71 месте. |
Зато сами участники комментировали скандал намного охотнее.
Лучше перебдеть
«Мы убеждены, что это является попыткой «окончательного решения» вопроса с существованием на Алтае свободных дискуссий, свободы мысли и давлением на гражданское общество», — сделал заявление оргкомитет форума. «Это была классическая логика чиновника: лучше перебдеть, чем недобдеть», — полагал один из экспертов.
«Посол ЕС и консул Германии здесь, конечно, ни при чем, — уверен Владимир Рыжков. — Алтайские власти относят меня к несистемной оппозиции и считают необходимым противодействовать всему, что бы я ни делал: даже если б я старушку через дорогу переводил. Так принято вести себя по отношению к оппозиционерам». Свою роль сыграли и предстоящие выборы в Госдуму, в которых этот политик, к слову, планирует участвовать. «В предвыборный период власти особенно нервные», — считает он.
Вигаудас Ушацкас, комментируя срыв конференции, предположил, что для обоих регионов это будет иметь негативный эффект: получается, что они не слишком заинтересованы в развитии туризма. С его точки зрения, история эта выглядит вообще парадоксально.
Еврокомиссия вместе с одним из барнаульских вузов только что завершила трехлетний образовательный проект для турбизнеса обоих регионов. Преподаватели из пяти европейских университетов делились опытом привлечения иностранных и местных туристов, помогая осваивать культуру гостеприимства. «Надеюсь, вчерашняя негостеприимность была исключением из правил, и я не уверен, что это то, чему мы учили в ходе реализации проекта», — говорит посол Евросоюза.
Наталья Виноградова,
специально для «Новой газеты»
От первого лица
Посол Евросоюза Вигаудас Ушацкас из Барнаула по телефону
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
— Где вас застала новость о срыве «Сибирского Давоса»?
— В аэропорту во время посадки в самолет, который летел в Горный Алтай. Новость нас удивила, огорчила, но мы решили все-таки лететь. И я не жалею, поскольку нам, участникам несостоявшейся большой конференции, удалось обсудить много вопросов за круглым столом.
— И где же был этот стол?
— В одном из барнаульских ресторанов. Собралось 40—50 человек, это была настоящая мини-конференция, которая длилась шесть часов. Обсуждали нынешнее экономическое и политическое состояние России и глобальные проблемы.
— Но настроение вам подпортили?
— Подпортили, но очень трудно понять, зачем это было сделано. Это для Алтайского края и для Горного Алтая будет иметь крайне негативный эффект. Получается, что они не заинтересованы в развитии туризма, в развитии бизнеса. То, что произошло, — это нонсенс, это прямой вред интересам любого региона, в котором нечто подобное произошло бы.
— Так вы вроде как бездомные, ВИП-бомжи?
— Ну не так трагично. Мы переночуем в Барнауле и утром полетим обратно в Москву.
Дозвонился Андрей Липский
Journal information