?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Задним умом

Почему трепетные чувства москвичей должны задевать полотна средневекового художника, на которые даже инквизиция смотрела со снисхождением?





Справка

По одной из версий, бытующих среди исследователей, многие произведения Босха были вдохновлены употреблением особого рода грибов, которые выращивали в те времена на ржаных хлебных корках; если верить этой версии, его картины — это задокументированные наркотические трипы.


Решением столичного департамента рекламы  с рекламных стендов и автобусных остановок сняты афиши предстоящей выставки «Босх. Ожившие видения», организованной на площадке ARTPLAY. Формально — со ссылкой на некие «этические соображения». В реальности, думаю, из опасений разряда «как бы чего не вышло». Не оскорбленные верующие возмутятся — так гееборцы.

Эта новость, разошедшаяся даже не особенно широко, заслуживает, очевидно, гораздо большего внимания публики. По-моему, решение департамента рекламы — это состоявшийся художественный акт в мрачноватой стилистике самого Босха. Вдумайтесь в сюжет: средневековый голландский художник, считавшийся в свои суровые времена едва ли не колдуном, избежал костра и подвалов инквизиции — и прославился в веках. А тут, аккурат к 500-летней годовщине со дня его безвременной кончины, московские власти усмотрели в его творчестве крамолу и претензию на оскорбление общественных чувств.

Иероним Босх, наверное, одна из самых загадочных фигур в истории искусства. Если даже не самая загадочная. До наших времен дошли всего лишь 25 его живописных полотен, а также несколько рисунков — все они поразительны и совершенно выпадают за рамки наших представлений о мироустройстве человека эпохи Средневековья.

Босх родился в конце ХV века (более точных данных нет) в городке Хертогенбос в Нидерландах. С исторической точки зрения времена ему достались очень интересные: испанское владычество наступает на его родные земли, и главный проводник воли суровых католиков — святая инквизиция. Эти обстоятельства сказались бы на любой биографии.

Известно, что Босх был потомственным художником, жил довольно замкнуто, состоя, по одним сведениям, во влиятельном ордене Богородицы, по другим — в религиозной секте тоталитарного характера. С позиций сегодняшнего дня — это приблизительно одно и то же, однако в те времена неверное самоопределение было весьма чревато (и многочисленные костры с виселицами на полотнах Босха не смотрятся художественным преувеличением).

Часто в своем творчестве Босх эксплуатировал религиозные мотивы, однако обыгрывал их в совершенно оригинальной манере. Большинство из его полотен представляют собой микс сюрреалистических сюжетов и обыденных наблюдений. Рыбы, парящие в небе, ходячие яйца с древесными ветками вместо лап, черноглазые зубастые монстры с колючими ушами творят свои темные дела на фоне полыхающих костров и бесконечных виселиц. Много обнаженной, подчеркнуто утрированной натуры.

Эти картины поражают зрителя и сегодня, а какое впечатление они производили на тогдашнего обывателя?

Читайте также:  «Земные наслаждения» в рекламе не нуждаются

Мы не знаем, были ли причудливые сюжеты картин Босха плодом воспаленного сознания (см. справку «Новой») — или же они вполне отрефлексированы, но важно другое. Босх в своем творчестве шел на опасную провокацию. Этот метод, эксплуатируемый с тех пор целыми поколениями художников, от Дали до Павленского, он применил, наверное, первым. Вот только его рецензентом выступала не публика, и даже не ФСБ — а инквизиция.

Вероятно, споры о том, является ли Босх сектантом или еретиком, завязались еще при его жизни — и продолжались даже после его смерти, чему есть немало документальных подтверждений. Возможно, именно эти споры и послужили причиной тому, что так мало картин Босха сохранилось до наших времен. Однако вот важный и исторически достоверный момент: за Босха со всей очевидностью впрягались первые люди того времени, в том числе и испанский правитель Нидерландов принц Филипп I Габсбург (что, возможно, и уберегло великого живописца от аутодафе). Хотя и у принца, без сомнений, были свои основания для претензий: взгляните на лица стражников-конкистадоров, распинающих Христа, — и вспомните о том, что эту страшную картину Босх написал в тот момент, когда испанские отряды оккупировали его страну.

Это обстоятельство мне кажется очень важным для понимания сути времени. Не тогдашнего времени — но нашего. Творчество Босха было предметом споров в ХVI веке — однако публика того времени находила в себе силы на эти споры. Говорили, наверное, про метафорические смыслы, про сатирическое обличение порока, про недопустимость буквального прочтения художественного высказывания. Ну или другие какие-нибудь умные искусствоведческие формулировки у них тогда были. Но  были же! И Босха не стыдно было повесить на стену, даже принц вешал.

В ХХI веке департамент рекламы Москвы находит споры в этом вопросе неуместными.

Спрашивается, на что мы потратили пять веков? Куда выросли за это время?

Ольга Боброва
редактор отдела спецрепортажей


Buy for 1 000 tokens
Письмо передано в администрацию президента. Сегодня президенту России В.В. Путину было направлено письмо относительно дела руководителя грозненского представительства правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева, подписанное известными в России и в мире людьми: деятелями искусства…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
engovat2
Mar. 19th, 2016 07:10 am (UTC)
Не у всех людей крепкие нервы. Поэтому о них заботятся. Вам же не запрещают посещать музей, где выставлены эти работы. Не запрещают фото картин Босха в интернете.
Так что эта критика перегиб палки.
А если вывешивать на остановках картинки из фильмов ужасов. К примеру из "Звонка" или "Зловещих мертвецов"?
grechunja
Mar. 19th, 2016 07:20 am (UTC)
С такими слабыми нервами надо дома сидеть! Как вы вообще выживаете в мегаполисе? А как же вы ужастики смотрите - или как всегда, "не слышал, но мне Рабинович насвистел"? Для некоторых альтернативно одаренных нет разницы между Босхом и Звонком, между Роденом и Плэйбоем - и что теперь, будем равняться на людей с испорченным воображением?
(no subject) - dims12 - Mar. 19th, 2016 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - sam_culper - Mar. 20th, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
grechunja
Mar. 19th, 2016 07:12 am (UTC)
Господи, эти придурки уже и до Босха добрались! А какого они вообще по выставкам шастают, вместо того чтобы молиться? Столичному департаменту - отдельный решпект. Следующий этап - объявят тендер на пошив трусов Давиду в пушкинском музее.

Edited at 2016-03-19 07:20 am (UTC)
e_1_off
Mar. 19th, 2016 07:29 am (UTC)
Правильно. Народу не нужно дегенеративное искусство, народу нужен патриот-реализм, вдохновляющий его на новые свершения в благородном деле затягивания поясов.
grechunja
Mar. 19th, 2016 07:36 am (UTC)
А представьте - Дали привезут. Это ж все слабонервные и слабоумные сбесятся и поедят все мыло в столице. Так это они с департаментом давно в наших музеях не были - подзабыли, что там творится - оченно оскорбиться можно.
(no subject) - dims12 - Mar. 19th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
valerii_11
Mar. 19th, 2016 07:58 am (UTC)
Российским "властям" Босх категорически неприемлем. Слишком шибко символизирует, олицетворяет и напоминает Беспредел и ШАБАШ творящийся в несчастной России...
klausnick
Mar. 19th, 2016 07:58 am (UTC)
 0[,(;YH@0ۑ}9)lALvEM@h]]"A|~@*}?bd
Бедный Босх! Выжил ли после повешения?

Edited at 2016-03-19 07:59 am (UTC)
tsakaloktonos
Mar. 19th, 2016 08:03 am (UTC)
Напомню, что для уличной рекламы галерейщики выбрали самый скандальный сюжет - группу голых людей, одному из которых в задницу вставлен букет цветов.

Разумеется, на улице такие картинки неуместны, так что власти абсолютно правы.
jackdaw75
Mar. 19th, 2016 09:00 am (UTC)
Самый скандальный сюжет, как человек какает цветочками?! Да ладно. Отрезанные уши гораздо хуже, по моему.
(no subject) - tsakaloktonos - Mar. 19th, 2016 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - jackdaw75 - Mar. 19th, 2016 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - e_1_off - Mar. 19th, 2016 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - sam_culper - Mar. 20th, 2016 02:50 pm (UTC) - Expand
limeryk
Mar. 19th, 2016 08:32 am (UTC)
(см. справку «Новой»)

вся российская дума торчит на мельдонии и строчит безумные законы со скоростью бешеного принтера.
лсд в этом смысле куда как безобидней, ибо всего лишь способствует расширению сознания художника, который и без того видит слишком много.
(Deleted comment)
claire_1973
Mar. 19th, 2016 08:45 am (UTC)
В инквизицию отбирали не по итогам чуровских выборов.
valerii_11
Mar. 19th, 2016 08:56 am (UTC)
Чуров на заслуженном отдыхе. Помог загнать несчастную Россию в глубокую ЗАДНИЦУ!
(no subject) - claire_1973 - Mar. 19th, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - valerii_11 - Mar. 19th, 2016 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - claire_1973 - Mar. 19th, 2016 10:06 am (UTC) - Expand
wieder_falsch
Mar. 19th, 2016 09:09 am (UTC)
Некрасиво, уважаемая "Новая", высасывать проблему из пальца. Ни одна свинья из московского департамента не запрещала выставку. И никто не заявлял о дегенеративности творений мастера. Просто есть действия уместные, а есть не совсем уместные. Афиша с фигурками очень стилизованных гурий неглиже была бы, пожалуй, и уместна, и вряд ли ее кто-то взялся бы объявить провокативной. А вот букетик, торчащий из задницы, - явный перебор. В Москве. В Амстердаме - не уверен, но дело было не в Амстердаме.
По факту вышло так, что жалкие и художественно недоразвитые чиновники проявили куда большее уважение к ценителям искусства и просто к публике, чем идиотики из Артплэя. "Босх не в этом", - вот что имели в виду канцелярские крысы, и они были правы. Артплэевские, напротив, были отчего-то уверены, что для привлечения публики (откуда этому быдлу знать, что такое Босх?) архинеобходима завлекуха (деятелям арт знаком этот термин). Без букетика в жопе - не поймут, не заинтересуются, не сбегутся и т.п., и это есть жуткое неуважение к людям. Или подравнивание публики под себя, если угодно.
Азбука! Тексты и сценические действия "Раммштайн" (просто к примеру) куда более провокативны и двусмысленны, но публика валом валит на Раммов. Афиши концертов никак невинными не назвать, но. Ни одному дебилу и в голову не приходит намалевать на афише сценку из композиции "Нагнись"! Ибо Раммы - не в этом! Видящий только ЭТО - неполноценен умственно.
"Новая" с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжает держать сторону умственно отсталых. Ну да, мы же оп-оп-оппозиция.
Поздравляю вас, как говорится, соврамши!
zveriozha
Mar. 19th, 2016 03:39 pm (UTC)
Сколько у вас говна и злобы под этой шляпой.. Тяжело жить, наверное. :)
(no subject) - wieder_falsch - Mar. 19th, 2016 07:08 pm (UTC) - Expand
Неуважаемый wieder_falsch - sam_culper - Mar. 20th, 2016 02:56 pm (UTC) - Expand
shad_tkhom
Mar. 19th, 2016 10:33 am (UTC)
Себя как в зеркале я вижу и мне оно совсем не льстит?
toropyggka
Mar. 19th, 2016 12:24 pm (UTC)
Мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, а кроме того, Босх - это феномен, мимо которого нельзя пройти равнодушно, но тут, мне кажется нет никакого глобального умысла или глобального противостояния "ОНИ на Босха руку подняли!!"

Афиша достаточно спорная (которая с цветочками в том самом месте), однозначно вырванная из контекста, с желанием потрясти. Власть, далекая от живописи, но близкая к цветам, и всему остальному, усмотрела то, что ей ближе. И запретила.

Мораль: цветы нужно было убрать. Цветы действуют на власти, как красная тряпка на быка.
moskovsk_bambuk
Mar. 19th, 2016 01:53 pm (UTC)
Посыл ясен: Иероним наш, мнээ, Босх, при всем к нему уважении, Москве не нужен. На нем просто нечего наворовать.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel