«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Плакаты вместо пикетов

Городские партизаны развязали плакатную войну в самом центре столицы.

«Бесплатный Крым» — один из самых ярких в плакатной войне
Фото из архива

Они появляются внезапно. На остановках, на рекламных щитах. Где появятся в следующий раз — неизвестно. На Покровке это был плакат, изображающий бесплатный сыр в мышеловке. Могла быть такая социальная реклама? Да запросто, и по виду не отличишь. Только сыр в этом сюжете имел ярко-выраженные очертания полуострова Крым. И появился аккурат в тот день, когда страна праздновала присоединение Крыма.

5 марта, в 63‑ю годовщину смерти Сталина, родился новый мем: «Помер тот, помрет и этот». Тоже их работа. Это слова с вполне профессионально сделанного плаката, который появился на остановках. Посмертная маска Сталина и такая вот надпись. Люди ходят и думают: «Может, власть в стране поменялась?»

А на недавний скандал с офшорами отреагировали уж совсем лаконично: портрет президента в образе одного из героев фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и риторический вопрос: «Какая Панама?» Дескать, о чем вы, не понимаю. Все это — прямо на Садовом кольце…

Монтировщики уличной рекламы говорят, что тут не требуется особых премудростей. Вот менять баннеры, установленные на стойках выше человеческого роста, — действительно, дело трудное. Для этого нужны навыки промышленного альпинизма и опыт. А коробы наземной рекламы вскрываются, как правило, универсальным ключом или обычной стамеской. Если руки растут из правильного места, вполне справятся двое за полчаса. Даже ночью. Тем более что большинство активистских плакатов клеили поверх, даже в короб не залезали. И материальный ущерб от этого мизерный, ничего не испорчено. Ну сколько может стоить очистка и отмывка стенда? Максимум — тысяч 5.

То, что происходит последние месяцы, — далеко не первая атака на город. В декабре, в день пресс-конференции президента, появилось сразу два плаката. На стенде возле театра «Современник» — афиша спектакля. Все, вроде бы, как полагается, а в левом нижнем углу: «Монолог «Почему чаек не сажают?» читает Юрий Чайка». С прозрачным намеком на прокурора.

Второй был стилизован под афишу концерта Киркорова, но изображал президента. «Во всех телевизорах! Лучшие песни!» И цитаты: «В 2015 году треть россиян смогут купить жилье», «Рубль падает — доходы растут» плюс другое в таком же духе.

Это совершенно новая протестная стратегия для Москвы. То есть попытки были и раньше, но сейчас она становится трендом. В условиях, когда любые несанкционированные, а иногда и санкционированные пикеты и митинги пресекаются, похоже, что в городском пространстве другого способа заявить свою позицию уже нет.

Более того: этот опыт пошел по стране. Под Ростовом у разбитой дороги появился баннер с призывом голосовать за правящую партию: «Голосуй за «Единую Россию», и твоя жизнь будет, как эта дорога». Если присмотреться, в каждом городе можно найти что-то подобное. И это только начало.

Интригует и анонимность. Никто из участников плакатных акций на сегодняшний день не задержан. Да и предъявить им особо нечего: мата нет, призывов к свержению существующего строя — тоже. Просто юмор, даже не очень злой. Власти в некотором тупике: непонятно, как реагировать. Да, незаконная расклейка. Но, пожалуй, и всё.

Евгений Левкович:

«Я просто хотел, чтобы люди улыбнулись»

Единственный человек, который взял на себя ответственность за плакат с Путиным а‑ля Киркоров, — московский активист, основатель сообщества Julia & Winston:

— Взял ответственность — это не совсем точно. Мы и не скрывали свое авторство, с самого начала делали все открыто, все опубликовано на Facebook. Не вижу смысла чего-то бояться в ситуации, когда тебя могут забрать на улице вообще ни за что. Результат все равно один. Людей сажают за перепосты и лайки, так о чем речь? Тут надо или не бояться, или уж бояться всего. Все, что мне известно, — это то, что фирма, которая является владельцем афишных стендов, подала жалобу в Следственный комитет. Но я за этим не слежу, если честно. Как будет, так будет.

— Сколько всего было копий?

— Четыре, если не ошибаюсь. На Никитском бульваре, на Чистопрудном, в районе «Бабушкинской» и еще где-то, уже не помню. Это довольно дорогостоящая история: плакаты на липучке огромного размера, глянцевая самоклеющаяся бумага. Четыре афиши стоили около 15 тысяч рублей. И то это со скидкой через знакомых. Я бы хотел постоянно вешать такие штуки, у меня много идей. Но откуда я возьму каждый месяц по 15 тысяч рублей? Мы на эту-то акцию собирали деньги в Сети. Так и написали: «Сколько денег соберем, столько афиш и сделаем».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Subscribe
promo novayagazeta 21:29, yesterday 16
Buy for 1 000 tokens
Коронавирус показал всю глубину демографической ямы, в которой мы оказались. Последние данные демографической статистики подтверждают худшие опасения: ситуация резко ухудшается. Численность постоянного населения Российской Федерации, по оценке Росстата, сократилась в январе–августе 2020…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments