…Кофе пьешь на майской террасе — ленточку вкладывают в счет. Зайдешь в швейную лавочку за нитками — рулон георгиевской ленты лежит на полке с тесьмой среди прочих дизайнов: розы, стразы, слоники. Зайдешь в приличный в общем-то магазин за детской книжкой об Астрокоте, покорителе галактик: май на марше, стопка солдатских пилоток лежит у кассы. И, конечно, 9 Мая — половина Москвы (хорошей, праздничной, великодушной и почти трезвой Москвы‑2016) в пилотках 1941‑го. Девушки — сплошь зенитчицы, малышня одета по форме… вступил в силу железный закон маркетинга «Поди не купи, когда все надели». Соотечественники, страшно.
Есть старое русское поверье: нельзя примерять просто так — идет ль тебе, девица? — монашеский клобук. Ибо попадешь под него, сама того не желая. Солдатская пилотка Отечественной — если понимать и помнить, ч е г о стоила война каждой семье, — стоит клобука по аскезе, по жертве за ближнего своего, по мере мученичества. Двадцать семь миллионов сложенных голов за теми пилотками.
Но это — если п о н и м а т ь и п о м н и т ь муку и цену. Это — если бабушку слушать. А у нас раскручивается и назревает веселый коммерческий карнавал, безвкусный и бесстыдный, словно состряпанный рекламным агентством «Смердяков и братья». Шут его знает, какого подданства: здесь вроде таких быть не должно, ведь у каждого в семье кто-то убит подо Ржевом или вывезен по Ладоге.
…Лезешь в интернет, великий пристанционный рынок Всея Руси, — немеешь. «Набор «Отважный»: пилотка, военная фляжка, памятная медаль». «Набор для водки с символикой СССР «Патриот»»: две стопки с орденом Красной Звезды, две с орденом Отечественной войны, две — с Александром Невским и Суворовым. Тут же «Фарфоровый штоф с изображением Сталина И. В.» — с пометкой «New». И недорого берут: полторы косых!
Пока смотришь на эту жуть, бесконечно выскакивает в нижнем углу сайта цепко-угодливое: «Позвоните нам, мы online!»
Георгиевские ленточки на бутылках водки и пакетах майонеза (народный товар!). Крабовые палочки «Доблестные» (того же «цвета дыма с пламенем»). «Спасибо деду за Победу!» на увлажняющих салфетках, «С праздником Победы! Bonanza» на бананах второй свежести, цыплята-бройлеры в солдатских касках из луковиц (на подносе фаршем написано «С праздником!»), надпись «9 Мая» и красная звезда на трусиках танга размера «S», туалетная бумага «Партизанская» и вклад «День Победы» с розыгрышем 100 DVD-плееров…
Дискотека в Каменске-Уральском с бодрой надпечаткой на плакате: «Скажи бармену «Гитлер-капут» и получишь 50 грамм для храбрости» — и передвижные сортиры с георгиевской лентой понизу у Кремля (фоном — башни Исторического музея). Акция «Родина-Мать зовет танцевать!» в г. Тосно на пр. Ленина — и «Танцы до победного. Партизаночки. Гоу-гоу топлес» в г. Звенигороде на ул. Советской…
Больше всего бормотухи. Но отметились все: банки, булочные, секс-шопы.
Бильд-редакторы «Новой газеты» Алексей Комаров и Аня Жаворонкова помогли мне эту коммерческую пену собрать в Сети. Комментировали мы хором. Исключительно запрещенными в печати Российской Федерации словами.
Есть, наверное, такой особый советский круг ада: торговля вразнос наглядной агитацией к праздничку за мелкие, но живые деньги. Что с этим делать — неясно: патриотов у Дома кино отлавливать и по адресам рассылать? Зеленки не хватит…
На одном из фото встретился человек с рукописным плакатом (против печатных, тиражных, лаковых): «Не покупайте товары с георгиевской символикой! Будьте людьми!» Он абсолютно прав, этот человек.
Не создавайте коммерческий ажиотаж вокруг 9 Мая и памяти Отечественной.
Слушайте бабушек и говорите с внуками. Иначе не вылечимся.
Journal information