Это похоже на начало долгого кастинга преемника.
Избранного губернатора Тульской области Алексея Дюмина, бывшего личного охранника Путина, стали часто показывать по телевизору. Достижения других губернаторов упоминаются мельком. Дюмин же, к примеру, удостаивается специального сюжета в вечерних новостях Первого канала от 22 сентября. Самовыдвиженец, за которого отдали свои голоса более 84% туляков, читает, не отрывая глаз от бумажки, инаугурационную речь: «Цели мы поставили вместе, собрали все самые важные, чувствительные для людей проблемы». Видно, что Дюмину непривычно выступать перед публикой. Но, как офицер, он готов выполнить любую задачу.
Алексей Дюмин и Владимир Путин. Сентябрь 2016. Фото: РИА Новости
Пока народ смотрит на Дюмина, Путин делает заявление о том, что он рекомендует «Единой России» кандидатуру Вячеслава Володина на пост спикера Думы. Последний тоже готов выполнить приказ. Для Володина должность в парламенте представляет собой возвращение: на Охотном ряду он работал с 1999 по 2011 год. Согласно обычным представлениям о российской иерархии власти, перевод из администрации президента в Думу — это аппаратное поражение. Но в случае с Володиным это совсем неочевидно. Бывший первый замглавы администрации получает благословение президента. Под его началом оказывается собственноручно спроектированный парламент с конституционным большинством единороссов. Наконец, он становится публичным политиком, которого будут узнавать избиратели.
Владимир Путин предлагает Вячеслава Володина в спикеры Госдумы. Фото: РИА Новости
Спикер Нарышкин и спикер Володин имеют в системе совершенно разный аппаратный вес. Зарубежная пресса начинает говорить о президентских амбициях Володина. Разумеется, не в конкуренции с Владимиром Путиным, а «когда-нибудь».
Дюмину 44 года, Володину — 52. Первый сделал карьеру в ФСО, силовой структуре, которая в последнее время становится все более заметным игроком на политической сцене России. Второй служил по гражданским ведомствам, работал депутатом.
Черта, которая объединяет обоих, — это безусловная личная преданность Путину.
Одновременное появление в публичной политике Дюмина и Володина может означать начало долгого кастинга преемника. Речь вряд ли идет о президентских выборах, которые должны состояться в 2018 году и могут состояться в 2017-м. На ближайших выборах потенциальный преемник может появиться в качестве младшего партнера Путина, в рамках тандема-2. Однако работа по его легитимации и закреплению в этом статусе должна начинаться уже сейчас. В ходе этого процесса Путин сам должен ответить на вопрос: «Кто если не он», — так часто повторенный в последние годы пропагандой. В рамках авторитарного транзита власти сценарий преемничества является единственным возможным способом выработки новой консенсусной фигуры как для народа, так и для элит, сохранения стабильности системы и ее основных бенефициаров.
Читайте также: Володин де Морт. То, о чем боялись говорить, произошло: в Госдуме — новый спикер. Комментарии
Даже если в итоге Дюмин или Володин сойдут с дистанции, возможная модель этого состязания определяется сегодня.
Структурно она воспроизводит конкурс преемников между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым, объявленный в 2007 году. Как и тогда, в конкуренции участвуют военный и гражданский, опирающиеся на соответствующие группировки внутри элиты. Однако есть серьезные отличия: состязание 2007 года было скоротечным и напоминало поддавки. Победил в нем тот, кто оказался слабее и, следовательно, представлял меньшую угрозу на посту президента суперпрезидентской республики. Большая политическая карьера Медведева де-факто закончилась вместе с рокировкой 2011 года. Теперь риски, связанные с выбором преемника, заметно выросли. Следующий президент после Путина, кем бы он ни был, рано или поздно станет самостоятельной фигурой.
Journal information