«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Categories:

Утомленные Ельциным

Режиссер Никита Михалков атаковал екатеринбургский «Ельцин-центр» за антигосударственную политику. Выступая в Совете Федерации, Михалков заявил, что в музее происходит «ежедневная инъекция разрушения национального самосознания». Вдова Ельцина обвинила режиссера во лжи и напомнила, что он ни разу не видел экспозиции, которую критикует. В 1996 году Михалков был доверенным лицом Ельцина на выборах и утверждал, что тот спас Россию от катастрофы. В «Ельцин-центре» говорят, что у них есть несколько «очень трогательных» писем Михалкова на имя президента, написанных в этот период.

Но в наши дни особое неудовольствие Михалкова вызывает десятиминутный рисованный ролик, которым открывается экспозиция музея. Режиссер утверждает, что в этом ролике вся история России до Ельцина есть «мерзость, грязь, предательство и рабство». Чтобы прийти к такому выводу, нужно быть Михалковым, всем прочим лучше посмотреть экспозицию и оценить ее самостоятельно.

Что в действительности делает мультфильм из «Ельцин-центра» — так это ставит под сомнение догматический образ русской истории, собранной из этапов построения великого государства. Агентом истории становится не государство, но люди: видео рассказывает о прошлом России, понятом как путь народа к свободе. Отчасти это имеет параллели с ранним советским каноном народного прошлого, в центре которого стоят фигуры вроде Разина и Пугачева. Но мультфильм из «Ельцин-центра», конечно, не продвигает коммунистической идеологии. Он о другом: это довольно оптимистическая и романтическая картинка, согласно которой россияне берут судьбу в собственные руки и не нуждаются в начальстве.






Такая постановка вопроса вызывает дикое раздражение «государственника» Михалкова. Этот момент стоит зафиксировать: народ не имеет права на свободу, сама попытка рассуждать об этом объявляется во-первых, преступной, и, во-вторых, антиисторической. Михалков требует для себя монополии на историю, напоминающей водочную монополию царского правительства — народ должен упиться историческим величием, выданным режиссером. Для этого Михалков даже намерен строить на Оке контрцентр «Цитадель», посвященный войне и баракам.

Горячий отклик Никиты Сергеевича доказывает, что экспозиция «Ельцин-центра» бьет в точку. Она провоцирует задуматься об антиимперской России — истории людей, а не их правителей. Истории свободы, а не принуждения. Истории тех, кто делал свою землю местом, пригодным для жизни, а не боролся за «геополитическое величие». Эта республиканская история, написанная глазами угнетенных, не включенных в государственно-коррупционные пищевые цепочки.

Такая история, к слову, еще должна быть написана в нашей стране и ждет своего создателя. Не случайно в интернете ролик называют «странным» — эта оптика непривычна для наших широт.

В личном общении Михалков человек чрезвычайно обаятельный и способный, кажется, может очаровать любого. Это совсем не удивительно, учитывая, что он профессиональный артист. Удивительно другое: мы живем в обществе, в котором слова артиста относительно политики или истории воспринимаются всерьез. Мы зачем-то всерьез исследуем убеждения Никиты Михалкова, хотя очевидно, что они (начиная с его блестящей апологии коммунизма в фильме «Свой среди чужих» и заканчивая нынешним православным брюзжанием) не более чем творческое отражение господствующего в соответствующую эпоху мифа. Артисту не нужны убеждения, ему вполне достаточно искренне верить, что он живет в замечательные времена.

Кирилл Мартынов

редактор отдела политики

Subscribe

  • Прощай, «Макаров»!

    Руководство оборонки, наконец, заменяет пистолет системы Макарова (изначально немецкий полицейский Walther PP выпуска 1929 года). Уходит эпоха.…

  • Пляска на гостях

    Новое слово в борьбе с терроризмом: силовики начали задерживать мигрантов за мелкое хулиганство, а потом обвинять их в особо тяжких…

  • «Сказал же ваш главный, что всякий бунт — бездна!»

    Дмитрий Быков — на мотив песни Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер». Петр Саруханов / «Новая» Какой…

promo novayagazeta сентябрь 27, 22:29 18
Buy for 1 000 tokens
В Крыму поставили памятник Дзержинскому. Публикуем письма писателя Ивана Шмелева о поисках собственного ребенка в 1920–1921 годах. Писатель Иван Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем 12 сентября в Симферополе по инициативе ФСБ открыли памятник Феликсу Дзержинскому, главе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Прощай, «Макаров»!

    Руководство оборонки, наконец, заменяет пистолет системы Макарова (изначально немецкий полицейский Walther PP выпуска 1929 года). Уходит эпоха.…

  • Пляска на гостях

    Новое слово в борьбе с терроризмом: силовики начали задерживать мигрантов за мелкое хулиганство, а потом обвинять их в особо тяжких…

  • «Сказал же ваш главный, что всякий бунт — бездна!»

    Дмитрий Быков — на мотив песни Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер». Петр Саруханов / «Новая» Какой…