?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что мы можем?

Ребенок — человек со своим свободным выбором. Этот выбор нельзя запретить. Но всегда можно разговаривать. Всегда можно убеждать.

Не могу сказать, что вопрос «как вырастить ребенка нравственным в безнравственном обществе» — принципиально новый для человечества. Я не знаю в его истории кардинально более нравственных времен, чем нынешнее время.

Буквально сегодня мне попался на глаза мем про Амстердам — город греха: нет, утверждал мем, Амстердам — это город свободы, но в условиях свободы большинство выбирает грех. И в этом есть грустная правда.

Когда я была совсем молодая, я спрашивала своих учеников: что такое свобода? И все, как один, отвечали: свобода — это когда я могу делать все, что я хочу. Ни один из них не задумался тогда о том, что свобода — это ответственность, что у свободы есть границы.

Разумеется, есть общества, которые пытаются контролировать нравственность их членов — но тогда грех оказывается сладким запретным плодом, а повсеместное фарисейство приводит к тому, что мыслящих людей тошнит от слов «традиция», «нравственность» и «благочестие».

Когда легче растить детей? Когда грех доступен, прост и понятен? Или тогда, когда он манит запретностью? Когда вокруг тебя сплошные праведники, а грешников сжигают на кострах или когда вообще не принято никого и ничего стесняться? Когда, в какое историческое время растить детей было легко?

Иные времена были труднее прочих. Не знаю, степенью ли своей безнравственности (как ее измерить?) или физической опасностью для выживания этих детей. Или, может, скудностью ресурсов (в том числе душевных ресурсов воспитателей — они тоже не боги, им тоже тяжело). А мы, обычные родители, — не корчаки и не макаренки, и нет у нас ни мудрости, ни ясного понимания своего родительского предназначения: растить ли ребенка в соответствии с высокими принципами или «применительно к подлости» того времени, в котором этому ребенку жить?

А посмотришь на практике — противоречие это оказывается ложным. Нет никакой дилеммы. А есть простое и вечное: делай что должен, и будь что будет. Ребенок — человек со своим свободным выбором. И с некоторых пор на этот выбор нельзя повлиять. Нельзя запретить. Но всегда можно разговаривать. Всегда можно убеждать.

И мы никогда не знаем, удалось ли нам убедить. Дало ли какой-то плод то, что мы сеяли, — взошло ли хоть одно семечко из тех, что мы пригоршнями сыпали, сыпали, сыпали? Иногда мы узнаем об этом случайно, спустя пять, десять, двадцать лет. Иногда вовсе не узнаем. Значит ли это, что не надо сеять?

Что мы можем? Не так уж много. Делиться своим пониманием мира. Разговаривать разговоры — не о школьных оценках, а о чем-то совсем другом, вот хоть о счастье. Что мы можем? Думать, работать и жить в присутствии этих детей, а они будут смотреть на наш опыт, анализировать его и тоже думать.

Мы можем быть со своими детьми, когда им трудно. Стоять рядом, не подменяя их собой, но всегда наготове — подстраховать, если надо, подсказать, если просят, а то и спасти, если придется.

Мы можем выращивать в детях внутренний стержень. Достоинство, да, и ясное понимание «я — человек, я достоин уважения». И «ты — человек, ты достоин уважения». И показывать им, что это — закон, что это нормально и правильно. И учить. Учить оценивать ситуацию. Оценивать свои ресурсы. Понимать свои цели и задачи: вам шашечки или ехать? Ехать любой ценой? А со свастиками вместо шашечек? А граница где? Где тот момент, где мы сами скажем — нет, хватит им уступать дорогу, мы больше не позволим?

Что мы можем? Можем задавать вопросы. Человек думает не тогда, когда мы ему объясняем, как надо, а когда сам хочет нам объяснить. Пусть думает.

Что мы можем? Быть людьми, а не воспитателями. В отношениях с детьми предпочитать человеческое дидактическому, живое — воспитательному, настоящее — учебному.

Что мы можем? Много — быть людьми, быть собой, любить и надеяться.

Ирина Лукьянова
Новая газета

promo novayagazeta ноябрь 7, 19:01 12
Buy for 5 000 tokens
Все мы — выпускники одной школы. Такова ирония законов мироздания: с тобой случается то, чего ты больше всего боишься. Что может быть страшнее для государства Литва, чем возвращение в СССР? У меня нет вариантов. Еще летом, оторвавшись на неделю от своего отечества, где вовсю судили Юрия…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
limeryk
May. 1st, 2017 02:44 pm (UTC)
уберите само понятие "греха", перестаньте сами думать о "грехе", и вы избавите своего ребёнка от этого отвратительного выбора.
marivana531
May. 1st, 2017 03:49 pm (UTC)
дети - зеркальное отражение семьи.
будем мы нравственны и не лживы - дети наши будут такими же
pravdoiskanie
May. 1st, 2017 03:58 pm (UTC)
У меня не Амстердам: дети целый день орут за окном!
Часто - матом, родители слышат: что будет потом?
fynbr
May. 1st, 2017 05:06 pm (UTC)
Самое главное и трудное, что могут сделать для ребёнка родители - это говорить ему ПРАВДУ. Правду о том, что происходит в стране и мире, правду о настоящих ценностях в жизни, правду, какой бы горькой она ни была. И, что ещё важнее, быть для них примером и в повседневной жизни, и в трудных жизненных ситуациях. А для этого следует честно разобраться прежде всего в самих себе.Что мы сами за люди?
spartak_gomel
May. 2nd, 2017 06:16 am (UTC)
Правду? Это какую правду?
Всё , что не истина есть ложь. Правда тоже ложь. Любая. Ибо правда это не истина. А истина неизвестна или , если так понятнее будет, непостоянна, изменяема, зависит от условий и, потому, никогда нам неизвестна применительно к в текущему моменту времени .
//Самое главное и трудное, что могут сделать для ребёнка родители - это говорить ему ПРАВДУ//
Так родители в основном и говорят только правду, одну правду и ничего кроме правды. Только вот правда у каждого родителя своя, индивидуальная.
//правду о настоящих ценностях в жизни, правду, какой бы горькой она ни была.//
Не озвучите эти ценности? Я так понимаю, что вы ведёте речь о воззрениях? Тогда с какого перепуга это вообще ценности?
Или вы считаете, что и "ценности" у всех одинаковы?
//А для этого следует честно разобраться прежде всего в самих себе.Что мы сами за люди?//
Чтобы добраться до изучения самого себя надо бы сначала, на мой взгляд, понять что есть человек вообще, как представитель животного мира, субъект, предмет, вещь, тело, элемент и прочее.

Родители передают , если сознательно занимаются воспитанием, детям свой, индивидуальный опыт. А он , опыт, отличен, от опыта любого иного человека, даже супруга.
Отсюда, Путин, например, говорит детям свою правду, Немцов свою и так все люди.
Де-факто, воспитание ребёнка это объяснение причинно-следственных связей между явлениями на основе уже произошедшего. А ребёнок будет сталкиваться в жизни не с этим, а всегда с новым. Отсюда, воспитание роль играет, но главное в нём не правда жизни родителей или кого иного, а умение анализировать жизненную (т.е. новую) задачу и находить наиболее простое, конструктивное и выгодное решение.
Вот что главное в воспитании.

Пример о правде: вы на несанкционированном митинге встретились с милиционером и получили дубинкой по голове. Совпадёт ли правдивый рассказ своим детям о событии у вас и милиционера ?
Так о чём тогда разговор?
fynbr
May. 2nd, 2017 06:41 am (UTC)
Re: Правду? Это какую правду?
Не нужно лукавить! Тем более, с педагогом-воспитателем. Прекрасно понимаете , о чём речь! А если не понимаете, то и софистикой заниматься не стоит.
Пример конфликта между полицаем и гражданином: паразитическая власть защищается с помощью неумных и нравственно убогих исполнителей, призванных по конституции защищать интересы народа, а не криминальных группировок, коими являются и кремлёвская братва, и правительство, и дума. Их власть осуществляют и судьи, и прокуроры, и пр. "правозащитники". Но настоящая власть принадлежит - по Конституции - рядовым гражданам России. Суть конфликта: мы пытаемся осуществить свои права, паразиты и преступники делать этого не дают.
Это и есть правда жизни, которую должен знать ребёнок.
Сергей Шимкович
May. 2nd, 2017 12:21 pm (UTC)
Re: Правду? Это какую правду?
О! Вот оно! Мы всю жизнь ищем эту самую правду. И всё тщетно. У каждого она оказывается своя. А тут вот нашёлся наконец высоко совестливый, честнейший мудрец под гордым ником "fynbr" и заявил во всеуслышание, что он нашёл правду. И где же он нашёл её и в чём? - Правда, оказывается" у организаторов несанкционированных тусовок. Они готовы нас надоумить, научить уму-разуму, повести за собой в светлые дали народовластия и всеобщего благоденствия сквозь погромы и разрушения. Ведь напрасно в своё время Каутский увещевал Ленина, что вооруженная толпа не способна управлять государством, что государством управляют чиновники. А чиновники, выйдя из народа, отдалятся от него, образуют собственный класс, который и будет реально править. Ленин, как помнится, обозвал тогда господина Каутского "политической проституткой", чем и доказал свою истинную правду. И о "паразитах-преступниках", против которых рабочие в союзе с сознательными крестьянами должны направить свои штыки, Ленин тоже, как помнится, вещал народу с бронивика. И вновь нам хотят открыть похожую правду, повести за собой (скорее погнать впереди себя) на великую битву (бойню) с "неумными, нравственно убогими исполнителями"? Из искры возгорится пламя, мы наш, мы новый мир построим? - Нет! Чур меня, чур! Я советую от таких "деятелей", "новых ильичей" детишек подальше держать. Психика ребёнка хрупка и беззащитна. А эти кровожадные дяди-ковбои ищут мяса, никем и ничем не брезгуя ради своей единственно верной правды, которой владеют лишь они Они жаждут научить нас неумех истинно правильно воспитывать своих детей. Только слова благодарности к ним почему то сразу застревают в горле, вырывается только: "Чур меня, чур!" И рука сама осеняет всё вокруг Крёстным Знаменем. И добавить то нечего, кроме как: "Изыди!"
spartak_gomel
May. 3rd, 2017 05:17 am (UTC)
Re: Правду? Это какую правду?
//А если не понимаете, то и софистикой заниматься не стоит.// Не представлены аргументы для подобного утверждения.

//Суть конфликта: мы пытаемся осуществить свои права, паразиты и преступники делать этого не дают.
Это и есть правда жизни, которую должен знать ребёнок.// Безусловно, что это правда.
Но должны ли мы при этом рассказать ребёнку, что в обществе, где не все подчиняются правилам выигрывает тот, кто эти правила игнорирует (нарушает)? Ведь это тоже правда. И подавляющее большинство из лучше всех живущих ( в материальном плане) именно преступившие Закон. Это ведь тоже правда? И что идеалисты (кто придерживается идеалов несмотря на окружающую действительность), как правило, проживают жизнь ...м-м-м..., как минимум, беспокойную, а то и трагическую. Это ведь тоже правда?

Нас учат воспитывать порядочных, морально-нравственных людей . И всё такое воспитание сводится к представлению идеалистических представлений о действительности. а ведь действительность не идеальна. Таким образом мы учим жить в иллюзии, в фантазии, о том "как нам хотелось бы чтобы было", а не в реальности " есть как есть". Разве не так? Вам ли, воспитателю-педагогу об этом не знать?
на мой взгляд, мы должны дать всестороннюю оценку действительности, описав ребёнку все стороны бытия и объяснив. что право выбора поведения за ним, за ребёнком и ни за кем более. и что он один ответственен. И что он один выбирает как поступить. а все советы это лишь советы и направлены они, как правило, не на его, ребёнка, благополучие (во всех смыслах: от материального до морального), а на благополучие советчика. И это тоже правда, нет?
Разве не правда, что существуют лишь люди, а не общество, государство, Родина, власть и пр. .
Что это лишь лингвистические обозначения реально существующего и лишь по одной стороне проявления этого реально существующего. И ничего более. Разве это не правда?

И что такое правда надо объяснить. что это лишь одна сторона субъективного взгляда на реальность. Со всеми своими недостатками. Разве нет?

И что, кто-то ТАКУЮ правду разъясняет ребёнку? Или лишь часть из всего этого?
Повторяю, правда это не истина. А всё, что не истина есть ложь , ибо не представляет всего в целом. а лишь часть этого всего. И правда, как часть, это ложь , хотя может быть и частью истины. Разве не так?
О такой правде Вы говорите? Тогда у нас нет разногласий по данному вопросу.

Возвращаясь к гражданам и преступникам надо просто с ребёнком прочесть Конституцию и порассуждать как , указанные в этом коллективном договоре , права гражданина обеспечиваются. И всё. мы не должны давать детям готовые решения, а должны научить их находить факты и оперируя ими верно ставить вопросы и находить на них логически верные ответы. При этом объяснив, что всегда надо помнить, что верный ответ не есть реальность, а есть лишь наилучшее, что может быть из множества возможного.



nikolauss
May. 2nd, 2017 04:31 pm (UTC)
В России нет традиций, в том числе, и в воспитании детей.
Традиции были уничтожены в 1917-м, именно в этом была главная цель большевиков.
Страна, народ, общество, нация и государство - без традиций - невозможны - возможны их названия без содержания - имитация государства и его институтов, каковым был СССР, и является РФ.
Традиции есть знания, повторённые во многих веках, общество, лишённое традиций, более уместно называть стадом.
В Древней Греции была наука каллипедия - наука о воспитании красивых детей, в данном контексте - красивых внутренне, т. е. - душой. Детям с малых лет прививали чувство прекрасного, без которого человек не может быть Личностью, а не являясь ею - он не способен видеть личность в других, а видит лишь особь, ибо каждый видит лишь то, чем давно является сам.
Ещё жива память о "семи свободных искусствах" - "тривиум" и "квадривиум" - средневековой методике не столько обучения ума, сколько воспитания души юного поколения.
Первой и совершенно необходимой в "тривиуме", и в целом в "семи свободных искусствах" - была риторика - искусство выражать собственные мысли, слушать собеседника и уважать его, и даже не соглашаясь с его аргументами - уважать их.
Этика...
Юная душа, вскормленная на столь "экологической пище", естественным образом, и невербально - передавала эти знания уже своим детям.
Именно в СССР произошла самая трагическая для новых поколений подмена просвещения - образованием - малой и необязательной части просвещения, и если этимология понятия "образования" - образ, имидж, внешнее, поверхностное - ложное, то понятие "про-свещение" - в дефинициях не нуждается.
Для просвещения нужен не только источник Света, но и его носители - аристократия, интеллигенция, и весь спектр социума, и в этом самая великая трагедия России - их нет - есть потомки "шариковых" и "швондеров", не перестающих шокировать цивилизованный мир своими дикими манерами, и прежде всего - неуменеем и нежеланием общаться на нормальном человеческом языке, и видеть в человеке - Человека.
Всего-то надо - истребить воспитанных на традициях, и в их отсутствии - разплодить плебеев, не способных думать, слушать, говорить.
"Не способные думать, слушать и говорить" - и есть определение "хомо совьетикус" - единственная опора власти уголовников.
Пасть на самое дно, видимо, таков удел России - количество обязано перейти в качество.
Единственная надежда.


Edited at 2017-05-02 04:35 pm (UTC)
Сергей Шимкович
May. 2nd, 2017 06:13 pm (UTC)
Пасть на самое дно для России не удел, а больные фантаз
Россия, переживая худшие свои времена, не пала. Сразу после распада СССР не лучшие для России времена были, ещё не умерло поколение девяностых, помнит. Безвластие, коррупция, преступность... Каждый мелкий чиновник в свою дудку дул... Россия была готова развалиться на национальные княжества, территориальные уезды... Во внешней политике позор! Коммунисты готовили переворот... Сейчас стоит Россия на ногах прочно, землю свою не разбазаривает, своих не бросает. И голову в песок не прячет. Нечего тень на плетень наводить! Бросьте! Не надо фантазировать! Вы не из готов, случайно?
vchk_gpu
May. 5th, 2017 06:39 am (UTC)
Re: Пасть на самое дно для России не удел, а больные фант
Он, скорее всего, из эстетствующих меньшинств, с мягким покладистым характером, который не свойственен мужикам. И таких же хочет видеть вокруг себя. А нужно воспитывать воинов, настоящих мужиков, Гвардию страны Советов. Это раньше ценилось, а теперь не везде на работу устроишься с мужским характером - говорят гибкости не хватает. А я и в правду не умею зад подставлять.
cucundra69
May. 5th, 2017 09:59 am (UTC)
свою не разбазаривает, своих не бросает.
Эт тебе дебилойду КиселевТВ сказал?
Тогда даааа,все правда. ахахахаахах
Насчет земель - дальний восток можно считать китайским,Курилы почти отдали япошкам,сейчас только обсуждается цена.
Своих говоришь не бросает? А ведь и действительно,для своих друзей олигархов все двери открыты,даже вон налоги разрешили не платить,красота.
Ну а ты,ватаньчег,жри стекломой и радуйся на встающую скален рассею...
fynbr
May. 3rd, 2017 08:25 am (UTC)
-Эх, яблочко, да с чечевикою!
Подходи, буржуй, глазик выколю.
Глазик выколю-другой останется,
Чтобы знал, говно, кому кланяться!-
Непротивление злу насилием приведёт как раз к такому результату.
nikolauss
May. 3rd, 2017 02:48 pm (UTC)
Непротивление злу насилием.
Ваш (и не только) постулат о необходимости социальной и политической борьбы за свои права - отражает непонимание законов развития социума на определённой фазе эволюции общества в России, и подменяет борьбу личности с пороками своей души - борьбой с внешним миром, и таким образом, общество и личность загоняют себя в тупик бесконечного бегания по кругу, так как, обладая целым набором комплексов, ни отдельная личность, ни общество - не способны видеть связь причин и следствий собственного тяжёлого положения, и не могут найти верный алгоритм действий по выходу из данного положения, так как, все силы и личности, и общества, уходят на противостояние с политическими оппонентами (властью, пол-ми партиями и т.д.)
В исламе есть понятие "джихад" ("газават"), означающее борьбу мусульманина с пороками своей души, а не с внешним миром, как это ложно утверждают радикалы, используя неразвитое сознание масс в своих политических целях.
"Не восставай на власть силой оружия, или призывами к смуте, но борись с нею духовно.", Библия.
Толстовское непротивление злу насилием означает именно борьбу с самим собою, а не с внешним миром.
Задумайтесь: существующее тяжелейшее положение российского общества - следствие давно созданных причин, иначе говоря - это данность, и как таковая, должна приниматься сознанием общества и личности, а не оспариваться, ведь для оспаривания необходимо вернуться в прошлое, чтобы изменить причины нынешних следствий, что невозможно.
Итак - данность следует принимать, но если она вам (множ. число) не нравится - не создавайте причин для её повторения, а эти причины находятся исключительно в плоскости внутреннего мира личности, а никак не во внешнем мире, и устраняются через самореализацию личности, через развитие человеческих качеств, а не через изменение социальных институтов, которые являются - следствием развитых личностей, а не их причиной.
Посмотрите на лидеров оппозиции: каждый в отдельности, они производят впечатление интеллектуальной элиты общества, но собираясь вместе, не способны и не желают идти на сотрудничество, для наглядности, можете вспомнить первый и последний КСО - координационный съезд оппозиции, участники которого публично разругались, и не смогли решить - ни-че-го.
Элита?
Интеллектуальная - возможно, но этиту определяет не только интеллект, но прежде всего, нравственно-этическая составляющая, и если бы у лидеров оппозиции она была, они обязательно бы нашли общий язык.
Коренное отличие между россиянами и украинцами - во внутренней свободе большинства граждан Украины, и её полного отсутствия у 99,99 % россиян. Именно эта внутренняя свобода - первопричина свободы внешней, являющаяся основой всякой мыслящей личности, и вывела свободных людей на Майдан, потому, что они чувствовали себя - гражданами - своей страны, а не подданными ("под данью") власти уголовников, как россияне.
Именно отсутствие внутренней свободы у большинства россиян - и делает любые изменения в российском обществе - невозможными.
Итак - "джихад" - священная война собственным порокам, а не "бодание" с преступной властью - отражением невежества общества, и только тогда, возможно, наши внуки, научатся слушать и слышать друг друга, а научившись - они обязательно найдут общий язык.

Edited at 2017-05-03 02:55 pm (UTC)
spartak_gomel
May. 5th, 2017 06:13 am (UTC)
Браво.
Отлично сказано.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel