«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

Category:

Ума оплата

Сколько стоит гранит науки и почему коррупция в высшей школе «достигает самых высоких уровней».


Проблемы высшей школы стали предметом обсуждения в соцсетях после появления записей в блоге саратовского профессора Веры Афанасьевой «Пять причин, по которым не следует становиться профессором» и «Пять признаков тяжелой болезни российского образования». Доктор философских наук рассказала о маленькой зарплате и большой бюрократической нагрузке преподавателей, напомнив о «неприлично богатой вузовской администрации» и «коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней».

Сначала учиться, потом — ​есть

Как говорит выпускник аспирантуры Сева, записи в блоге профессора Афанасьевой обсуждают многие его университетские знакомые — ​но так, чтобы начальство не слышало. Молодые преподаватели опасаются потерять даже тот уровень доходов, который возмущает доктора наук. «Это только в «Универе» показывают, что аспирант Майкл каждый вечер сидит в клубе. Ты попробуй на аспирантскую стипендию в 2600 рублей куда-нибудь сходи!» — ​возмущается Сева. В течение трех лет учебы, по словам Севы, многие отсеиваются именно по материальным причинам.

«Аспирант-очник должен в первую очередь учиться, а только потом есть. Во всяком случае, преподаватели так считают. Рассчитывать на понимание можно, если подработка связана с родной кафедрой: аспиранту дают полставки лаборанта или ассистента — ​это 4 тысячи рублей».

Аспирант, как срочник в армии, должен выполнять массу поручений из разряда «подай-принеси». «Когда наша кафедра проводит конференцию, нужно развозить по всему городу информационные письма участникам, при этом разъезды — ​за мой счет. Потом конференцию организует какая-то из дружественных кафедр, и я должен написать статью и оплатить публикацию, это 600–800 рублей. Вся стипендия на это уходит».

В неделю Сева проводил для студентов 6–8 пар — ​это часы педагогической практики, а также те занятия, которые по каким-либо причинам не успевают провести преподаватели. «Звонит с утра препод и говорит: через три часа заменяешь меня на паре. Это не приказ, а предложение, от которого трудно отказаться. Сколько у меня времени на подготовку к занятию? Ровно столько, сколько автобус едет до университета. Причем оплату за проведенные мной часы получает преподаватель».

И все-таки работу со студентами Сева называет «самым приятным в аспирантуре»: «Ты хоть понимаешь, зачем это делаешь. И без лишних бумажек». На оформление документов — ​индивидуальных планов, отзывов, подтверждений и т.д. — ​Сева потратил шесть пачек бумаги и решил к защите диссертации купить собственный принтер.

Загибая пальцы, молодой человек подсчитывает предстоящие расходы. «Распечатать 200 страниц в двух экземплярах, автореферат в десяти экземплярах, прошить, оформить в папку. На каждый этап — ​обсуждение на кафедре, предзащита, защита — ​нужны канцелярские мелочи, файлики, ручки и минералка. Сама защита официально бесплатная, но после нее надо накрыть стол, всем членам комиссии вручить цветы, а завкафедрой, научному руководителю, рецензентам и оппоненту — ​подарки. Если оппонент приезжает из другого города, нужно оплатить ему проживание, экскурсию и питание».

История, которой интересуется государство

«Я читаю историю современной России. Перед встречей долго вспоминал, не вмешивался ли кто-то в мою профессиональную деятельность, не цензурировал ли. Честно, не вспомнил. Никто моих трактовок не проверяет. Я согласен, что образование забюрократизировано, но странно было бы ожидать чего-то другого, ведь единственный заказчик наших услуг — ​государство с развитым аппаратом чиновников», — ​говорит доцент кафедры отечественной истории Саратовского госуниверситета Владимир Хасин.

Хасин начал преподавать в университете в конце 1990-х. Зарплата ассистента кафедры была меньше аспирантской стипендии. В 2008 году с введением новой системы оплаты труда сумма выросла в несколько раз, «казалось, я стал обеспеченным человеком, способным жену на море свозить».

— Сейчас доцент получает 18–19 тысяч рублей. Без сомнения, деньги не очень большие, но если понимаешь, что недооценен на работе, ищи другую. Однако есть серьезная проблема: мы можем существовать только внутри университета, вне этого социального организма мы нежизнеспособны. Поэтому сокращения воспринимаются так болезненно. Это действительно ломает судьбу.

По словам Хасина, практически все, кто покинул университет в результате оптимизации или по собственному желанию, «за исключением единиц, жалеют». «Это блестящие умы — ​в истории, в науке. Но востребованы ли эти навыки рынком? Конечно, можно предложить издательству бестселлер вроде «АлександрIII был инопланетянином» — ​и продажи пойдут, или про мировой заговор — ​это вообще золотая жила. Но не каждый может написать такое, все же существует понятие имени в профессиональном мире».

Каждое лето во время отпуска Владимир Викторович, как и другие университетские преподаватели, ездит в летний лагерь «Созвездие» читать лекции одаренным детям. «Нельзя сказать, что совсем бесплатно: мы питаемся в лагерной столовой. Это большое счастье — ​читать сложные лекции умным людям». По его наблюдениям, «ЕГЭ сформировал образовательные лифты» — ​дал возможность ребятам из провинции поступать в МГИМО, ВШЭ, МГУ. Выбирают они в основном не исторические специальности, а политологию и юриспруденцию, которые кажутся родителям отличников более востребованными на рынке труда.

Некому наводить мосты

Доктор технических наук Игорь Овчинников шесть лет назад ушел с должности заведующего кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» СГТУ и не жалеет: «У меня в профессорском кабинете на полках стоят книги, а зайдите сейчас к заведующей кафедрой — ​у нее столько же полок с отчетами. Мы перешли на электронный документооборот и теперь должны выпускать канцелярский продукт в двух экземплярах — ​и на бумаге, и в компьютере».

Игорь Георгиевич входит в совет старейшин технического университета, объединяющий опытных профессоров. «Мы имеем право сказать ректору правду», — ​шутит преподаватель. Несколько раз в год он направляет руководству вуза письма с предложениями о совершенствовании инженерной подготовки.

«Система подготовки абитуриентов в технические вузы провалена, — ​считает Овчинников. — ​В средних школах не хватает учителей физики, а с директоров школ спрашивают за результаты ЕГЭ, и они отговаривают выпускников от выбора экзамена по физике, ведь это сложный предмет, а без ЕГЭ по физике нельзя поступить в технический вуз. Конкурс в технические вузы вроде бы есть — ​но это статистический фокус, так как абитуриенты рассылают документы сразу в несколько вузов».

«Когда я учился в дорожном техникуме, производственная практика длилась полгода, я за это время на всех дорожно-строительных машинах поработал. В политехническом институте практика была каждый год по два месяца и больше. Сейчас в соответствии с государственным образовательным стандартом на все практики за время обучения в университете отводится порядка 20 недель, — ​рассказывает Овчинников. — ​Когда мы посылаем студентов на практику в Сибирь, где строятся внеклассные мосты через Обь и Иртыш, то шесть дней у них уходит на дорогу туда и обратно, три дня — ​на медкомиссию, и времени научиться чему-нибудь не остается». Как полагает профессор, организация технологической практики для студентов должна стать одним из условий получения госзаказа на строительство транспортных объектов.

Создается парадокс: мостостроительная отрасль, в которую государство вкладывает миллиардные суммы, нуждается в молодых инженерах и готова предложить им очень хорошие зарплаты. Но при этом ни власти, ни мостовые компании не желают тратиться на развитие инженерного образования. «Руководители предприятий часто обращаются на кафедру с просьбой подобрать квалифицированного выпускника. Жалуются, мол, университет не тому учит: почему студенту-инженеру читают сопромат один семестр, а историю — ​четыре семестра? Мы им отвечаем — ​а вы в нас хоть копейку вложили? Нас финансирует Министерство образования, мы отчитываемся перед ним по тем нормам и учебным планам, которые нам спущены».

Овчинников с отличием окончил саратовский политех в 1970 году и остался работать на кафедре. «Это был разумный выбор. Управляющий трестом в то время получал 280 рублей в месяц, а доцент кафедры — ​320 рублей, профессор — ​450 рублей. (Если учесть, что средняя зарплата того времени в СССР составляла около 120 рублей — это были очень большие деньги.Ред.) Сейчас молодым выпускникам нет смысла идти в науку».

Надежда Андреева
собкор по Саратовской области

Subscribe

promo novayagazeta 14:01, friday 4
Buy for 1 000 tokens
Вышел очередной номер Той самой «Новой газеты», который вы можете скачать и распечатать по ссылке https://bit.ly/tsng_024 Немного о содержании этого выпуска: Начинается этот номер с деприватизации. А ведь в русском языке давно есть уже годные названия: отжим, грабеж……
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →