?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эпос об одном из самых важных и загадочных событий Второй Мировой — надо смотреть.

Самый заветный из замыслов Кристофера Нолана фильм «Дюнкерк» получил высокие оценки мировой критики, ему всячески сулят «Оскар». Но дело, как мне кажется, не столько в качестве кино, к нему как раз есть некоторые претензии, сколько в авторском взгляде Нолана на войну и способы ее отражения на экране.

Фильм, о котором режиссер мечтал 20 лет, снимали на камеры IMAX на широкой 70-ми миллиметровой пленке. Авторы рекомендуют смотреть этот зрелищный экшн на огромном экране вогнутой формы: объемное изображение дает ощущение погружения, присутствия. Это репортаж из прошлого.








Кадр из фильма


На питчинге для Warner Нолан заявил: «Мы посадим зрителя в кабину истребителя „Спитфайр“ и устроим ему стычку с „Мессершмиттами“. Мы выведем зрителя на берег, где повсюду песок и волны. Мы поместим зрителя на маленькие рыболовецкие лодки и дадим почувствовать, как волны разбиваются о борт. Это виртуальная реальность без шлема… Мы должны поставить камеру на настоящий самолет эпохи Второй мировой и посадить в него актера».

Режиссер разговаривал с историками, ветеранами, изучал редкие материалы, сам писал сценарий, консультируясь с Джошуа Левином, автором книги «Забытые голоса Дюнкерка» и с Иэном Макьюэном, автором романа «Дорога на Дюнкерк». И взял за основу идею романа: «Это был разгром, и это был конец разгрома. Возвращая зрелищному кино живую фактуру пленки, Нолан обращается к истокам, когда зритель при виде приближающегося люмьеровского поезда всерьез опасался за собственную жизнь. Нам бояться нечего: в России прокатчики решили показывать обычную цифровую копию.

Сюжет — реальная история эвакуации английских, французских и бельгийских частей во время Второй мировой.

В мае 1940 г. союзники были окружены и прижаты к береговой линии в районе порта Дюнкерка. Британское командование воспользовалось неожиданной остановкой немецких войск. По приказу Черчилля все суда, большие и малые, были направлены к Дюнкерку для того, чтобы забрать английских солдат. В ходе операции «Динамо» было эвакуировано 338 тысяч военнослужащих, в том числе 123 тысячи французов. Эта эвакуация была названа военными историками «чудом Дюнкерка».

Нолан — умелец в конструировании миров. Мрачноватого комиксового пространства «Темного рыцаря», меланхолического неонуара «Помни», межгалактических коридоров «Интерстеллара». Здесь он вроде бы впервые вступает на зыбкую территорию исторических событий и фактов. Зыбкую, потому что версий волшебного спасения солдат Британии и их союзников много.

В трехмерном авторском мире «Дюнкерка» соединяются три стихии. Как пишут в рецензиях: «Земля, Вода и Воздух». Формальное определение требует уточнения. Собственно, Земли здесь нет. Только белый пляжный песок, при взгляде на который воображаешь людей в купальниках, шезлонги, зонтики, слышишь смех, гомон, плеск волн. И нет ничего более противоестественного, чем понурые военные на пляже, в длинных очередях ждущие решения своей участи, чем взрывы на пляже, трупы на пляже. Вода — синие с пеной волны Ла-Манша, оставляющие на берегу белую соль во время отлива. Воздух — это небо, в облаках которого бьются британцы с немецкими «мессерами», бомбящими мирные и военные суда.

Режиссер смешивает все краски. Все стихии. Море горит. В кабине пилота кажется, что небесная высь падает вниз, а волны бьются над головой. Ручные камеры передают головокружительность полета.

Считается, что в этом фильме нет главных героев, лишь несколько отдельных персонажей, за которых действие периодически цепляется: опытный летчик, потерявший оружие рядовой, генерал сухопутных войск, хозяин яхты, и мальчик, в последний момент вскочивший на эту самую яхту, отправляющуюся в Дюнкерк на спасение соотечественников…

А все же в фильме есть герой — по версии, Нолана, это сама война.

Энергия ежесекундной опасности, разрушения. Энергия бессмысленной атакующей с воздуха, с моря, с берега смерти — держит саспенс с первой минуты и почти до конца. Война. По Нолану, она не последовательность событий, а нарушение привычности — в том числе, и течения времени. Военные кампании задумывают конкретные люди, но под режиссурой фатума их сценарии срывает с катушек, и война несет себя сама, лихая, пьяная от крови, безумная, алчущая молодых тел старуха. Как песчинку несет отельных людей с побережья Ла-Манша в воронку всемирного хаоса. Поэтому автор фильма и не показывает нам никаких фашистов. Зло войны инфернально, обезличено, и потому страшно.




Кадр из фильма


В нолановском «Интерстелларе» исследователи галактики для своего путешествия использовали так называемую кротовую нору — туннель в пространстве. В сновидческом «Начале» режиссер конструировал мир пограничья реальности и подсознания. Он долго почти 20 лет подступался к «чуду Дюнкерка», по его мнению, одному из величайших сюжетов в истории человечества; гонке со временем, где ставка — жизни людей: «Наша задача — дать зрителю прочувствовать это, сохранить уважение к истории, не потеряв градус напряженности и привлекательности для аудитории».

В «Дюнкерке» он погружает нас в подобный пространственно-временной тоннель (Нолан называет это смешением темпоральных пластов). В «зоне» войны реальность расслаивается между временем и пространством. Время летит вперед и назад с разной скоростью, замирает, чтобы вновь закружиться на месте. Смотрим на происходящее с различных ракурсов: рядовой Томми неделю мыкается на французском побережье, капитан яхты идет к Дюнкерку один день, а пилот Тома Харди перелетает Ла-Манш за час. Монтаж связывает эти потоки, отдельные сюжетные отрезки и соединяет ближе к финалу в одной точке. Вой самолетов, смешивается с оркестром, навязчивым воем скрипок, перкуссия — с реальными взрывами (музыка Ханса Циммера), и вдруг вся звуковая вакханалия обрушивается в оглушительную подводную тишину. В этой тишине люди верх тормашками пытаются вылезти из тонущего судна. Временами монтажная сумятица действительно, превращается в «сумбур вместо музыки».




Кадр из фильма


Множество раз повторяется кадр: длинные очереди из понурых военных стоят на песке в ожидании спасения. Их спасет не государство (Черчилль хотел сэкономить военные эсминцы, чтобы разом не проиграть войну): в залив со всей Англии идут яхты, рыбачьи шхуны, катера и утлые суденышки. Целая армада. Но по сути, это частная инициатива каждого из соотечественников.

Историю пишут не только выжившие, историю пишет кинематограф. Нолан показывает, что поражение определяется прежде всего состоянием ума и самоуважения.

По сути, его фильм опровергает главную идеологическую установку нашего военного кино: «Мы за ценой не постоим».

Он полемизирует и с боевым кинематографом Стоуна, Копполы, Майкла Бэя. «Умрем, но не сдадимся!», «Мы — стена, на место убитого встанет другой!» «Вырви страх из сердца!», — говорят в «Апокалипсисе». А у Нолана люди — просто люди. Они боятся, ищут лазейки для спасения, отчаиваются, но и совершают поступки, и даже подвиги. Вместо сверхидеи — сакральной смерти за родину, на протяжении всей картины пытаются выжить, сохранить жизнь и достоинство. Насколько это возможно во время самой кровопролитной из войн. Философия и девиз фильма: спастись…чтобы вернуться. И продолжить борьбу.

За полями осталась одна из загадок Второй Мировой: почему Гитлер собственноручно остановил немецкие танки, и по сути, дал возможность осуществлению гигантской и отважной операции. Скорее всего, причины кроятся в складках наглухо задернутой от посторонних глаз закулисной политики, в том числе тайных переговорах между Британией и Германией. Обиделись на Нолана и французы, которые в фильме исполняют роль декорации для отважных действий рядовых британцев.

К тому же финал фильма исполнен такого пафоса и духоподъемности, натасканной из цитат из речи Черчилля, словно голливудские редакторы решили подсластить горькую пилюлю строгого военного кино. Критики долго еще будут спорить, насколько ошибочной или напротив, инновационной, оказалась режиссура и монтаж фильма. Дело не в этом.

В «Дюнкерке» Кристофер Нолан воочию продемонстрировал как на наших глазах маленькими шажочками вершится большая история. Втянул нас в воронку ее турбулентности. Показал, как мало и как много от нас зависит в сотворении обыкновенного чуда — мира.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»




Кадр из фильма


promo novayagazeta november 7, 19:01 12
Buy for 5 000 tokens
Все мы — выпускники одной школы. Такова ирония законов мироздания: с тобой случается то, чего ты больше всего боишься. Что может быть страшнее для государства Литва, чем возвращение в СССР? У меня нет вариантов. Еще летом, оторвавшись на неделю от своего отечества, где вовсю судили Юрия…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
wowa_vova
Jul. 29th, 2017 07:26 pm (UTC)
Все актёры такие душки, по-иностранному разговаривают.
Это – просто нет сил, какая прелесть, что такое!
Короче, фильм опровергает главную идеологическую установку нашего военного кино... точно не помню, в общем, бяка какая-то.
nmakeeva
Jul. 29th, 2017 07:32 pm (UTC)
Посмотрела. Вкратце: героический бег на месте.
novayagazeta
Aug. 2nd, 2017 10:09 am (UTC)
почему на месте? Вроде бы из Франции в Британию бежали...
alexed34
Jul. 29th, 2017 08:43 pm (UTC)
нудный, бессмысленный, неинтересный, скучный фильм, два часа ни о чем.
apetrov1959
Jul. 29th, 2017 08:48 pm (UTC)
Много какие
Из позора-шедевр
Из говна-конфетку
Ну и кто вы такие после нас -советсткие?
omonkrivomazov
Jul. 29th, 2017 11:47 pm (UTC)

Советский разгром недосягаем ни по количеству жертв,ни по размеру территории

apetrov1959
Jul. 30th, 2017 12:54 am (UTC)
У нас были похожие фильмы? О 1941? По Симонову например:" Живые и мертвые"
Из национального позора вдруг чудеса будущей победы.
nilov8
Jul. 30th, 2017 07:04 am (UTC)
А еще - "На Дерибасовской отличная погода"... :

//Кац предлагает: "сдаться, сдаться, сдаться..."//
novayagazeta
Aug. 2nd, 2017 10:10 am (UTC)
это Вы верно подметили! Сделать хорошее кино из поражения, представив поражение победой, нуже большой талант...
valerii_11
Jul. 30th, 2017 03:09 am (UTC)
...причины кроЯтся в складках...
кроЮтся !!! (учимся грамоте)
nilov8
Jul. 30th, 2017 06:58 am (UTC)
м-да...

Были гром и град, были бедствия,
Будут тишь да гладь, благоденствие,
Ах, благоденствие!

Всё наладится, образуется,
Виноватые станут судьями.
Что забудется, то забудется:
Сказки — сказками, будни — буднями.

/Рабиндранат Тагор/
novayagazeta
Aug. 2nd, 2017 08:04 pm (UTC)
а война - войной?
nilov8
Aug. 3rd, 2017 05:05 am (UTC)
с логикой у вас непорядок...
tramarim
Jul. 30th, 2017 06:47 pm (UTC)
Кто чем гордится. Кто-то тем, что победил. Кто-то тем, что сумел удрать.
novayagazeta
Aug. 2nd, 2017 08:04 pm (UTC)
каждому - свое?
tramarim
Aug. 2nd, 2017 09:21 pm (UTC)
Гитлер это предвидел?
nilov8
Aug. 3rd, 2017 05:11 am (UTC)
//каждому - свое?//
-----------------------
А что вы имеете ввиду:
suum cuique
или
Jedem das Seine ?
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel