?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бог и гендер

Церковь Швеции признает необходимость отказаться от именования Бога в мужском роде. Почему это неприемлемо для русской православной культуры?

Проблемы гендера, как известно, оказались в центре повестки дня современного западного либерализма. Признание однополых браков, расширение вариантов гендерной самоидентичности (в дополнение к традиционным «М» и «Ж»), школьные программы, обучающие детей этому расширению, стали вызовом для христианского богословия. Две христианские традиции Запада — католицизм и протестантизм — реагируют на эти вызовы противоположным образом. Католики, хотя и с оговорками и уступками, но все же декларируют консервативный, классический подход к браку и гендеру. Среди протестантов тоже есть фундаменталисты, но их больше в США, а

европейские Церкви, одна за другой, согласились венчать однополые пары и посвящать женщин в сан священников и епископов.


В России, конечно, все это вызывает возмущение — именно в русской православной среде зародился презрительный ярлык «Гейропа», который постепенно взяла на вооружение кремлевская пропаганда, привычно противопоставляющая нашу высокую отечественную духовность диким нравам «разлагающегося» Запада. Безусловно, с православной точки зрения невозможно найти оправдания ни однополым бракам, ни смене пола, ни другим экспериментам со своей гендерной принадлежностью. Принятый две недели назад Архиерейским собором РПЦ в Москве документ о браке лишний раз обо всем этом напоминает.

Но это все вовсе не означает, что «России гендера нет». В традиционной русской культуре проблематика гомосексуальности табуирована и в известной степени сакрализована. Эта проблематика глубоко укоренена в русской культуре, но играет в ней довольно специфическую роль. Она связана с методами выстраивания иерархии в закрытых сообществах — например, тюремном или армейском. Гомосексуальный контакт («опускание») выполняет в этих сообществах важную функцию, позволяя лидерам демонстрировать и поддерживать свой доминантный статус.

Что-то подобное наблюдается и в некоторых церковных сообществах, на что обращает внимание и знаменитый разоблачитель «голубого лобби» в РПЦ протодиакон Андрей Кураев.

Такого рода, с позволения сказать, «гомосексуальность» вполне совмещается с жестким неприятием западной гей-культуры, где однополые отношения являются свободным выбором, овеянным романтическим флером.

Именно в плоскости всех этих «гендерных поисков» лежит решение вопроса о «роде» Бога. С одной стороны, этот вопрос имеет чисто богословский аспект, в рамках которого он решается легко и безболезненно. Если признавать Бога Творцом мужского и женского пола и вообще всей гендерной реальности, то придется признать и то, что Он стоит выше всех этих разделений. Бог не находится в подчинении у творения — по крайней мере, с христианской точки зрения. Поэтому в строго богословском смысле Бога-Творца нельзя отнести к мужскому или женскому роду. С другой стороны, нынешние дискуссии о «роде» Бога происходят не в сфере богословия, а на территории культуры и политики; это чисто светские дискуссии. Призывы отказаться от именования Бога в мужском роде звучат как частный случай призывов к гендерному равенству, к отказу от любых напоминаний о доминировании мужчины над женщиной, присущих традиционному обществу.

Именно стремлением к гендерной политкорректности продиктовано издание свежего справочника лютеранской Церкви Швеции, который увидел свет в конце ноября. Вместо «Отца и Сына и Святого Духа» там предлагается говорить о бесполом «Триедином Боге», а Святого Духа именовать Святой Душой — в женском роде. Между прочим, «инклюзивные» переводы Библии, выводящие Бога из-под власти грамматической категории рода, выходят на Западе уже не первый год, и особой сенсации в этом уже нет. Попытка «вывести Бога за рамки рода» предпринималась и русской религиозной философией начала ХХ века, когда, например, о. Сергий Булгаков искал «женский аспект божественности» и находил его в учении о Святой Софии — Премудрости Божией, которая иногда отождествляется со Святым Духом, а чаще с Логосом — Второй Испостасью Троицы.

Но, опять же, возвращаясь на традиционно православную почву, приходится признать, что у христианского феминизма есть одно непреодолимое препятствие. Это Боговоплощение, то есть соединение Бога и человека, божественной и человеческой природ, в одном лице Иисуса Христа, который отнюдь не является бесполым существом. В традиционном православном богословии даже есть термин «богомужное естество», которым подчеркивается, что Бог пришел на землю в облике мужчины. Именно поэтому в православии мужской пол воспринимается как «господственный», имеющий полноту человеческой природы, а женский — как вспомогательный (ведь и Ева была сотворена как «помощница» Адаму, а не как равная ему ипостась). Именно с таинством Боговоплощения связана древняя христианская традиция изображения Бога в мужском образе. Эта традиция существует как в восточном христианстве (православии), так и в западном (католицизме), причем в последнем распространена даже больше: если православие считает каноническими изображения только воплотившегося Бога Сына в образе Иисуса Христа, то католицизм не возбраняет и поиски образа Бога Отца в виде старца. Впрочем, в Ветхом Завете, до прихода Мессии, любые изображения живых существ были запрещены, равно как и в протестантской традиции Бог считается неизобразимым, а почитание икон — идолопоклонством. Может, эта особенность протестантской эстетики и подталкивает к поиску неожиданных «гендерных решений» в богословии? Впрочем, христианская философия — учение о богочеловечестве — дуалистична, и уже апостол Павел пишет: «Во Христе Иисусе… нет ни мужеска пола, ни женского». Но это в перспективе вечности. А пока мы живем во временном, материальном мире, с гендерными «условностями» приходится считаться.

Александр Солдатов
Новая газета


promo novayagazeta февраль 12, 18:01 1
Buy for 5 000 tokens
В мэрии Москвы и Санкт-Петербурга поданы уведомления о проведении 25 февраля шествий памяти Бориса Немцова. Сергей Давидис, один из лидеров движения «Солидарность», сообщил в твиттере, что в Москве акция планируется от Калужской площади по Якиманке, Полянке, Кадашевской набережной,…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mudolog
Dec. 30th, 2017 08:17 am (UTC)
Какая дикая ересь!
Если не ошибаюсь, у Бунина описана картина, как по улице идет русский расхристанный пьяный мужик и блядским голосом песню поет...
novayagazeta
Jan. 2nd, 2018 04:07 pm (UTC)
но они-то не считают это ересью...
shultz_flory
Dec. 30th, 2017 08:49 am (UTC)
Бог-мужчина не может рожать. А Бог всемогущ по определению. Значит, он не мужчина. чтд
mudolog
Dec. 30th, 2017 09:30 am (UTC)
Уговорили. Пусть будет божественная ересь.
m_gluk
Dec. 30th, 2017 09:40 am (UTC)

Концепция Бога, первопричины возникновения Вселенной, как личности это само по себе странно, а уж Бог как существо с первичными половыми признаками это уже за гранью понимания.

klausnick
Dec. 30th, 2017 09:43 am (UTC)
Концепция Бога сама по себе глупость.
shad_tkhom
Dec. 30th, 2017 10:36 am (UTC)
Кевин Смит в "Догме" шведов опередил. Но там в конце Руфус говорит, что "Она и не то и не другое". То есть у бога нет определённого пола.
mudolog
Dec. 30th, 2017 10:43 am (UTC)
А у Диавола?
shad_tkhom
Dec. 30th, 2017 10:44 am (UTC)
То же. Ангелы бесполы по определению.
mudolog
Dec. 30th, 2017 11:02 am (UTC)
Странно. Всю жизнь считал, что с Евой беседовали мужским голосом. И с Моисеем тоже. Но не блядским же...
shad_tkhom
Dec. 30th, 2017 11:04 am (UTC)
Если верить той же "Догме" разговаривал Метатрон - у Всевышнего тот ещё голосок. Мозг взрывается и сердце. А Метатрон как раз вроде мужского рода хоть и с анатомией кукольного Кена.
Дмитрий Кардаш
Dec. 30th, 2017 01:56 pm (UTC)
Ева Бруне, епископ Лютеранской церкви Швеции, открытая лесбиянка, состоящая в в браке Гуннилой Линден, священником ( или священницей ? ) той же Лютеранской церкви Швеции призвала снять крест с портовой церкви Стокгольма, так как, по ее мнению, крест раздражает прибывающих в порт мигрантов мусульман. С такими христианами в Швеции лет через 40 исчезнет сама тема гендерной принадлежности Бога.
vchk_gpu
Dec. 30th, 2017 06:50 pm (UTC)
Читаю всё это и лишний раз усиливается моя абсолютная убеждённость, что в Европе живут одни моральные уроды и половые извращенцы, нам с ними не по пути. У меня таких вопросов, как у них ни когда не возникало.
novayagazeta
Jan. 2nd, 2018 04:08 pm (UTC)
а с кем по пути? с Азией?
vchk_gpu
Jan. 2nd, 2018 08:06 pm (UTC)
Я сторонник жить обособленно ото всех. Не люблю, когда ко мне кто то приходит, к другим так же не хожу. Когда случайно встречаюсь с соседями - общаюсь, но без эмоций и без подробностей. Для меня и моей жены счастье - это когда можно заниматься своими делами и ни с кем не общаться по нескольку дней. Для меня вообще не понятно, почему нужно обязательно с кем то по пути. Я хотел бы видеть страну обособлено живущую, отгороженную ото всего мира и имеющей контакты с соседями только по деловым вопросам и в крайних случаях. Но при этом, если необходимо присоединить какую-либо территорию с населением славянского происхождения, то легко могла бы это сделать.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel