?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Познер, Лагутенко, Сванидзе и другие известные люди — о своих репрессированных родственниках.

Осенью 2017 года Комитет гражданских инициатив, Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти запустили проект «#СталинДалПриказ». Создатели проекта призывают всех желающих рассказать личные истории жертв репрессий: прадедов, бабушек, дедушек, близких друзей и соседей. Кем они были? Как они жили? Как попали под каток репрессий?










Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»





Создатели проекта просят всех, чьи родные и близкие пострадали от политических репрессий, поделиться своей историей, снять видео или написать текст, а затем опубликовать в социальных сетях с хештегом #СталинДалПриказ.

К акции уже присоединились режиссеры Павел Лунгин и Андрей Звягинцев, журналисты Владимир Познер и Леонид Парфенов и многие другие.

Владимир Познер, телеведущий, журналист:

— К счастью, никто из моей семьи в ГУЛАГ не попадал, потому что одна часть французская и вообще в России не была, а другая часть эмигрировала.

У моего отца был очень близкий друг, который жил с ним вместе в Париже, когда они были молодыми людьми, тоже эмигрант, уехавший из Советского Союза в 25 году и вернувшийся в 1936 году. Нашел хороший год для того, чтобы вернуться. Женился и в 37 году был арестован как английский шпион, хотя он приехал из Франции. И получил 25 лет лагерей, он был в Инте в основном.

Папа мой потерял всякий след его, и когда мы приехали в Советский Союз, а мы приехали в декабре 52-го года, за два месяца до смерти Сталина, и, конечно, нам очень повезло, что вскоре он умер, потому что, конечно, отца моего бы упекли, как почти всех людей с такой биографией, в 54 году совершенно случайно отец мой столкнулся с Иосифом Давыдовичем, которого реабилитировали. Они оба работали в кино, они были киношниками. Иосиф Давыдович был монтажером, а отец мой занимался прокатом.

Вот после стольких лет они встретились, а отец мой собирался вновь уехать работать за рубеж с мамой. И у Иосифа Давыдовича не было квартиры, негде было жить им с женой, они снимали. И папа сказал: «Так поживи у нас, и за одно понаблюдаешь за нашим безобразником» (имея в виду меня). И следующие два с половиной года я жил с ними или они жили со мной.

Вообще он стал для меня вторым отцом. Все его друзья, которые были в Москве к этому времени, они все были из лагерей. Из разных. Была там Аля Эфрон, дочь Марины Цветаевой. Были многие другие, из разных лагерей. И поскольку они встречались время от времени, ну и брали меня с собой, то я очень рано, еще до всякого Солженицына получил живую картину того, что это было такое.

Я помню, что тогда я был, как бы вам сказать, я был поражен тем, что у меня у самого возникла параллель между ГУЛАГом и нацистскими лагерями.

Потому что я был воспитан своим отцом в таком очень просоветском духе. Именно поэтому он и вернулся в страну, потому что он верил, что именно в Советском Союзе справедливое общество, новое общество, другое общество. Если бы он верил в то, что есть ГУЛАГ, он бы никогда не вернулся.

И вот страна, которую я… ну, боготворил – может быть, сильно сказать, но очень высоко ставил, и в которой я мечтал жить, хотя я и не говорил по-русски, но подумать, что она творила такое же зло практически, как страна, которую я ненавидел, потому что я же военный ребенок, я все это знал… Я просто помню, когда вдруг возникла эта мысль: а в чем разница? Она в деталях только. Но так разницы никакой, потому что по уровню бесчеловечности, жестокости – это совершенно одного порядка вещи.

Потом я очень подружился… Были два таких замечательных режиссера – Фрид и Дунский. Их арестовали, когда они ехали на фронт. Их арестовали, потому что они якобы планировали убийство Сталина. И они тоже отсидели будь здоров. Их тоже реабилитировали, не расстреляли. Не расстреляли, потому что подписали свою вину, согласились. Им просто подсказали, что если подпишете, то получите срок, а если нет, то вас расстреляют. Их били, ну все по полной программе.

И вот Юлик Дунский, да и Фрид… Они рассказывали… Просто я человек эмоциональный, и когда я задумываюсь над тем, что сотворили с людьми, совершенно безвинными, наоборот, даже порою очень преданными, ну, я иногда не выдерживаю. Этому нет никакого прощения. Просто нет прощения.

И меня выводит из себя то, что сегодня пытаются оправдать Сталина или говорить, что ГУЛАГ был необходим.

Вместо того чтобы как можно больше людей приводить сюда и показывать, и пропагандировать, и объяснять, какой невероятный преступник был не только Сталин, но и все его окружение. И что вина за это за все лежит не только на Сталине и не только на политбюро и не только на партии, но эта вина лежит на народе. Потому что народ поддерживал это. Народ кричал: «Собакам собачья смерть!» и все такое прочее. Точно так же, как немецкий народ виноват в Гитлере, а не только Гитлер.

Это надо объяснять людям. Надо, чтобы люди понимали это и вообще нужно, чтобы чувство вины было у людей. Должно быть чувство вины. К сожалению, у нас не было Нюрнбергского процесса. Вы знаете, даже после Нюрнбергского процесса в Германии не сразу стали все это говорить. Это должны были вырасти дети тех людей. И только году в 68-м, очень много лет спустя, выросшие дети стали требовать от родителей, а все-таки что было тогда? И только тогда это вышло наружу, и тогда стало обязательным в школе об этом говорить, объяснять. А у нас ничего этого нет. И совершенно напрасно.

Илья Лагутенко, музыкант:

— Сейчас я в Магадане. С этим городом неразрывно связана история моей семьи, хотя и в связи с трагическими обстоятельствами. Моя бабушка, Вероника Иосифовна, родилась в Джелайноре сейчас это территория Северного Китая ‒ где работал её отец, мой прадед Иосиф на железной дороге. Был он обычный польский работяга. В связи с полыхающей гражданской войной он не мог вернуться домой и перевез свою семью во Владивосток, где жил счастливо, трудился. В 37-м году в дверь постучали НКВДшники и забрали моего прадеда. Никто не знал почему, а оказалось, что навсегда. Затем началась Великая Отечественная Война, братьев моей бабушки призвали на фронт, откуда они не вернулись, а она, соответственно, молодая девчонка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы найти своего отца.

Это стало её главной задачей. Кто-то рассказал ей, что его, обвиненного в германо-японском польском шпионаже, как бы это ни звучало абсурдно, увезли среди других заключенных в Магадан. Вот она собралась и приехала сюда почти подростком. Провела здесь несколько десятков лет своей жизни. Здесь родилась моя мама.

Но прадеда так никто и не встретил и не нашел. Только спустя многие десятилетия во время перестройки его имя появилось в списке реабилитированных.

Оказалось, что его расстреляли буквально на следующий день, прямо во Владивостоке на второй речке, и ни на какую Колыму он даже не добрался.

Документов, личного дела до сих пор на руки так никто и не получил. Такая вот, наверное, печальная... точнее очень печальная история одной семьи, каких, наверное, сотни тысяч, миллионы есть в нашей стране.

Николай Сванидзе, историк, журналист:

— По отцовской линии я своего деда не знал, я назван в его честь – Николаем. Он был Николай Самсонович Сванидзе из такой мелкопоместной дворянской семьи грузинской. Отец его был священником - мой прадед соответственно. Мой дед пошел по гражданке. Закончил институт инженерный в Питере. Был инженер. И его угораздило пойти в партию большевиков: это было популярное действие на Кавказе, и в Грузии в частности, в том числе и среди дворян. И он был одно время первым секретарем Тифлисского, то есть Тбилисского обкома. То есть достаточно большим партийным функционером. У него под началом был Берия. У них не сложились отношения, и когда Берия стал большим начальником, деда Орджоникидзе – они дружили – перевел на Украину министром. В 37-м году, тогда первым секретарем Компартии Украины был Косиор, его вызвали в кабинет Косиора – он оставил даже свой пиджак на стуле. И он пошел в кабинет Косиора, и его там арестовали. А через две недели арестовали Косиора. Это был 37-й, и потом, когда бабушка взяла в охапку отца – он был подросток – поехала в Москву, бросила его своим сестрам многочисленным, сама уехала.

Там была где-то уборщицей на подмосковных станциях железнодорожных. А бабушке, в тот вечер ей позвонила соседка, в тот вечер, когда она уехала – она уехала днем, а вечером за ней пришли в Киеве.

Вот если бы она чуть замедлила с отъездом, то, наверное, и меня бы на свете не было. А так ее потеряли, потому что система была ржавая – огромная, но ржавая.

Может быть, ее объявили в республиканский, скажем, розыск, а во всесоюзный не объявили. И потеряли из виду, не стали преследовать. А дед — потом ей показывали документы по реабилитации в 54-м году. У него дата смерти через неделю после даты ареста.

С дедом по материнской линии было не так трагично: он просто сел после войны. Он был из другой семьи: он был из питерской рабочей семьи, фамилия его была Крыжановский. Тоже прошел войну. Тоже – в смысле, как и мой отец. И потом после войны он как-то на каких-то посиделках что-то сказал про Сталина, которого он не любил. А я помню, он даже про него ничего не сказал: у него был такой жест – усы он его называл. Такой жест он показывал, изображал усы. И кто-то на него стукнул. И деда взяли, тоже в 54-м году он вышел. В 49-м посадили, в 54-м вышел. Хотя ему еще 50-ти лет не было, но он вышел дряхлым человеком. Хотя все сложилось вроде удачно – выжил. Но он вышел уже без зубов, и я помню его в детстве: молодой мужик еще был по сути, но он был уже стариком.

Андрей Мовчан, экономист:

— В моей семье есть три трагических истории, связанные с репрессиями, и одна история счастливая. Трагические - все похожи друг на друга. Два моих прадеда были уничтожены. Оба были арестованы в 1938 году. Один из них был эмигрантом из Польши. Польский еврей, который во время революции приехал на Украину, одержимый, как это часто говорят сейчас, коммунистическими идеями, остался там школьным учителем. Оказался японским шпионом, был арестован и приговорен к тому самому сроку «без права переписки», с которого уже никто никогда не возвращался. Мы не знаем, где и когда он был расстрелян, но, видимо, это произошло.

Второй мой прадед был совершенно другим человеком. Это запорожский казак, потомок очень известного рода запорожских казаков. Человек сильный и властный, который ушел в революцию, и был, в какой-то момент, даже главой Адыгейского ОБКОМа. Он тоже в 1938 году был арестован и, вы удивитесь, он тоже оказался японским шпионом, возможно, они работали вместе. Кроме того, он был еще шпионом немецким и английским, видимо, в связи с занимаемой должностью. И тоже расстрелян был вскоре после этого. Я не знаю, в каком году. У него остался сын. У того моего прадеда, который был школьным учителем, осталось пятеро детей, младшему из которых было год или два. Вот, это такие трагические истории мои.

У моей жены прадед тоже был заключен, он, правда, не был расстрелян, умер в лагере. Никто не знает, отчего он умер, опять же. Даже не известно в какое время, вроде как, через год, после попадания в лагерь. Он, как оказалось, уже в 90-е годы, когда открыли документы, поскольку в семьях обо всем молчали, никто ничего не рассказывал, оказалось, что он был руководителем треста железнодорожных столовых. Огромным, почти 2 метра ростом, лысым, как по теме временам было модно, человеком. С прекрасным здоровьем.

Который был, судя по документам, полученным в ФСБ, обвинен, в первую очередь, в том, что он, желая навредить рабочему классу, вводил в меню столовых блюда более высокого качества, чем требовалось для рабочих.

Вот с таким обвинением он тоже оказался каким-то шпионом, был арестован. И мы видели протоколы его допросов. Красивый почерк сильного человека на первых документах, где он писал, что ничего не подтверждает, ничего не знает. И тот почерк, которым он писал признание потом. Это, конечно, производит впечатление. Это был почерк человека, который уже не был в состоянии даже писать. При этом, судя по документам, ему многократно предлагалось назвать соучастников, членов шпионской сети. И про каждого, кого ему предлагали, он писал, что он его не знает, либо знает только с хорошей стороны, что тот ни в чем не участвовал, ни в чем не помогал, и так далее. В каком-то смысле, такая семейная честь сохранилась, и это очень приятно.

И у меня есть счастливая история. У меня был дед, он умер в 1992 году, который был достаточно большим ученым, строителем, инженером. Он сделал хорошую карьеру. В 1934 году попал в Москву из Одессы. Стал замначальника главка, потом замнаркома тяжелого машиностроения, прошел всю войну, прошел прекрасно, был в личном списке Гитлера на уничтожение.

А в 1949 году, когда он занимал все позиции, которые можно, в оборонном и капитальном строительстве, его вызвал министр, тогда уже были министры, не наркомы, и показал красный российский паспорт, бланк, с желтой полосой поперек. И сказал: «Вот, я должен тебя предупредить, а ты дальше сам решай». Они вместе прошли войну, поэтому отношения были соответствующие.

У него была дочь – моя мать, она родилась в 1947. Он пришел домой, вызвал дальнего родственника, сказал при жене: «Если тебя будут спрашивать, скажи, пожалуйста, что это твой ребенок твой». Собрался и исчез. И вернулся тогда, когда репрессии прекратились. Где он был, он никогда не рассказывал. И поскольку он исчез, и ребенок не стал ребенком «врага народа», и жена не стала женой «врага народа». Все это как-то сложилось благополучно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВИДЕО

Больше видео можно посмотреть по ссылке проекта:http://stalindalprikaz.ru/

promo novayagazeta may 21, 16:31 17
Buy for 1 000 tokens
Письмо передано в администрацию президента. Сегодня президенту России В.В. Путину было направлено письмо относительно дела руководителя грозненского представительства правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева, подписанное известными в России и в мире людьми: деятелями искусства…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
alek_morse
Dec. 30th, 2017 06:19 pm (UTC)
// Осенью 2017 года Комитет гражданских инициатив, Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти запустили проект «#СталинДалПриказ».//

Это им Сталин дал приказ?
Сергей_Ф
Dec. 30th, 2017 06:38 pm (UTC)
народ поддерживал это...
.. и мы знаем этот народ.
warrior_gt
Dec. 30th, 2017 06:40 pm (UTC)
В первую очередь на народе.
mudolog
Dec. 30th, 2017 06:42 pm (UTC)
Если любой народ как следует омудячить и застращать, то любой народ и будет орать: "Распни его!" Хоть еврейский, хоть китайский, хоть русский...
Сергей_Ф
Dec. 30th, 2017 07:14 pm (UTC)
но это все же был еврейский
g0tzendammerung
Dec. 30th, 2017 07:18 pm (UTC)
Древний иудейский народ имеет полное римское право распинать Б-гохульников, выскочек, лжепророков и сионистов, и никакая анонимная гоета и фетюки не смеют порочить его доброе имя. Добряши, добряши.
Сергей_Ф
Dec. 30th, 2017 07:23 pm (UTC)
и кстате, как насчет немецкого народу? пока там кто-то не распух от дойче-марок, запасенных впрок...
ne_turbina
Dec. 30th, 2017 08:50 pm (UTC)
Докладываю- германцы стали 9 мая 1945 культурными и цивилизованными (только не спрашивайте каким макаром у них этот трюк получился после изгнания и убийства даже просто мыслящих).
Сергей_Ф
Dec. 30th, 2017 08:54 pm (UTC)
Стало быть, прощаете?
ne_turbina
Dec. 30th, 2017 09:14 pm (UTC)
Не совсем догадываюсь может, что точно имеете ввиду, но всё равно отвечу) НЕТ

и это ещё, не связывайтесь с германцами это люди фейк
g0tzendammerung
Dec. 30th, 2017 07:05 pm (UTC)
Тем временем с желтых страниц "Новой газеты" на чейтателей глядит собака Маша. Судьба собак для сионистов куда важнее участи гоев.
del_vecchio
Dec. 30th, 2017 07:42 pm (UTC)
|Потому что народ поддерживал это. Народ кричал: «Собакам собачья смерть!» |
Это большое преувеличение. Народ в массе своей не знал ни масштабов происходящего, ни истинной сути происходящего. Ну сказали по радио, что вот, мол, разоблачили такого-то японско-троцкистского шпиёна. Ну да, хорошо же, шпиёна разоблачили. Стало быть, Уряаа! А то, что количество таких "шпиёнов" превосходит все пределы разумного , никто, кроме самих палачей, не знал. Откуда узнать? Свободы слова-то не было.
И пресловутые 4 миллиона доносов в основном писали сексоты (как правило, под давлением своих кураторов), а не простые граждане. Среди которых было полно просто неграмотных.
Вот сейчас другое дело. Нынешние сталинисты знают о репрессиях гораздо больше, чем тогдашние. И нынешние поддерживают сталинские репрессии, и мечтают сами порепрессировать.

Edited at 2017-12-30 07:51 pm (UTC)
yuridmitrievich
Dec. 30th, 2017 08:31 pm (UTC)
= И нынешние поддерживают сталинские репрессии, и мечтают сами порепрессировать.

Может это от того, что много жуликов и воров, о которых часто пишет НОВАЯ ГАЗЕТА ?
del_vecchio
Dec. 30th, 2017 08:41 pm (UTC)
Ага, щаз. Вы, ЮрьДмитрич, врите, да знайте меру. Что я ваших коментов тут ни разу не видел? Репрессировать вам бы хотелось как раз Новую или Навального, которые разоблачают коррупционеров. А за коррупционеров вы всегда тут в комментах горой.
yuridmitrievich
Dec. 30th, 2017 08:46 pm (UTC)
Сами-то не врёте, что я тут за коррупционеров горой?
Или я за Улюкаева или за Белых заступался?
del_vecchio
Dec. 30th, 2017 08:51 pm (UTC)
Нет, вы за более крупных коррупционеров обычно топите. Типа Сечина или Собянина.
yuridmitrievich
Dec. 31st, 2017 09:39 am (UTC)
Разве это Сечин вымогал взятку?
del_vecchio
Dec. 31st, 2017 11:11 am (UTC)
Ну а откуда, по-вашему, появились эти два миллиона баксов, которые генерал Феоктистов по поручению Сечина подсунул Улюкаеву вместо колбасок с вином? Это ведь не деньги самого Сечина. Феоктистов говорит, что их предоставил некий "частный инвестор". Называлась даже фамилия этого "инвестора". Но я не запомнил. В прочем, в случае необходимости можно нагуглить. Но это же бред! Как может человек с улицы, даже богатый, у которого есть лишние 2 миллиона баксов, взять да и выложить их просто так без каких-либо гарантий. Сечин тот же, не будь дурак, свои собственные деньги в это предприятие не стал вбухивать. А он ведь наверняка побогаче этого "инвестора" будет. Явно тут дело нечисто. Либо имело место вымогательство со стороны генерала (а значит и Сечина, поскольку Феоктистов представлял в этой истории Сечина). Либо это плата за какую-то, так сказать, услугу со стороны Феоктистова/Сечина, то есть взятка.

Edited at 2017-12-31 11:21 am (UTC)
yuridmitrievich
Dec. 31st, 2017 01:11 pm (UTC)
Генерал Феоктистов мог попросить какого-то своего приятеля, имеющего валютный вклад в Сбербанке, помочь выявить вымогателя.
del_vecchio
Dec. 31st, 2017 03:25 pm (UTC)
хорошая шутка!
ne_turbina
Dec. 30th, 2017 08:35 pm (UTC)
И опять, кто то размышляет с точки зрения разума. Но «там» чуть по другому. Представьте себе вам сейчас скажут мол расстреляй этих, арестуй этих, у этих всё забери, этим ад устрой сразу побежите «выполнять приказы» и ещё наверное потому что «всё по закону»? Ну и классика, потом ещё скажете «я ничего не знал»?
marivana531
Dec. 31st, 2017 05:35 am (UTC)
да , ничего народ не знал. Даже не знали москвичи , что в саратовской области голод . Да такой , что у моего отца уши распухли как у слона . Людей ели , за лебеду дрались. А за горсть пшеницы ссылали , как врагов народа.
Бабушка везла сына больного в поезде Москва - Астрахань в тамбуре : вышла женщинв в шёлковом халате , удивилась на мальчишку с такими ушами . А , узнав , что голодает , бабушку кинулась ругать...
...Так потом всем вагоном ей мешок белых булок натаскали....
а они и чёрного не видали
......так уж и коммунистов она ненавидела всю жизнь....

Edited at 2017-12-31 05:37 am (UTC)
yuridmitrievich
Dec. 30th, 2017 08:41 pm (UTC)
= А в 1949 году, когда он занимал все позиции, которые можно, в оборонном и капитальном строительстве, его вызвал министр, тогда уже были министры, не наркомы, и показал красный российский паспорт, бланк, с желтой полосой поперек.

Врёт, наверное, Мовчан? Какие такие российские паспорта в СССР в 1949 году? Паспорта тогда были серого цвета. Или он намекает, что в 1949 году для евреев заготовили паспорта с жёлтой полосой?
damillola
Dec. 31st, 2017 02:05 am (UTC)
Да народ во все времена и везде готов за любую фигню подписаться.
mudolog
Dec. 31st, 2017 11:10 am (UTC)
А некоторые прям здесь на службе по омудячиванию народонаселения. Вот когда их самих за жопу прихватят и в лагерную пыль превратят, пусть не жалуются. "Мы же вас предупреждали: не наклоняйтесь!" (цы)
valerii_11
Dec. 31st, 2017 01:49 pm (UTC)
...они все были из лагерей...
БЫЛИ? ... Вся подпутинская Россия до сих пор ну оченно большая ЗОНА..!!
Песня такой есть: Мы красные Чекисты, и про нас, былинники речистые ведут рассказ... !
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

novayagazeta
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
Новая газета

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Встроить блог «Новой»:

Установите виджет, чтобы

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel