«НОВАЯ» ЖИВАЯ (novayagazeta) wrote,
«НОВАЯ» ЖИВАЯ
novayagazeta

До народа не доплыл

Показательная иллюстрация к саммиту АТЭС — фейерверк за 275 миллионов рублей под ливнем

Подводя итоги форума, Владимир Путин назвал его успешным: «Задачи, которые ставились, полностью выполнены». Правда, понимание этих самых «задач» для многих покрыто традиционным приморским туманом.

Среди ключевых инициатив, которые продвигались на форуме, — использование территории России для транзита грузов из Азии в Европу и наоборот. Экономики АТЭС могут рассчитывать на очень серьезные выгоды в предлагаемом направлении. По самым предварительным оценкам, экономия на использовании российского маршрута может составить $673 млрд до 2020 года.

Только тема эта стара, как пирс в порту Владивостока. Путь из Европы в Азию через Россию — самый короткий. Контейнер от Владивостока до Бреста по Транссибу доходит за 15 дней. Морской путь через Суэцкий канал (маршрут Иокогама—Роттердам) занимает целых 33 дня. Тем не менее сейчас через канал перевозится свыше 99% грузов. Через Транссиб, соответственно, менее 1%. Причина: ни один бизнесмен не хочет, чтобы его груз пропал за обозначенным «горизонтом», а в России этот риск велик, как нигде.

По данным специального исследования логистических систем 21 экономики АТЭС, проведенного бизнес-школой Marshall, Россия находится на предпоследнем месте, опережая лишь Папуа—Новую Гвинею. Ту же картину рисует логистический индекс Всемирного банка, в котором Россия занимает 95-е место. Причем определяющую роль в достойном соседстве с Папуа—Новой Гвинеей играет даже не инфраструктура, а родная бюрократия. По данным рейтинга Всемирного банка Doing Business, для оформления импортных операций в России нужны 10 документов, экспортных — 8. Для сравнения: в Сингапуре и Гонконге для каждой из операций нужно всего по 4 документа, а в Южной Корее — вовсе по 3. Оформление документов и прохождение процедур на российской границе занимает по 36 дней и стоит $1800—1850 с контейнера. В Сингапуре требуется 4-5 дней при затратах $439—456 за контейнер. Наша транспортно-логистическая система на протяжении десятилетий словно специально демонстрирует, как преимущества страны превратить в недостатки.

Работа саммита АТЭС-2012 проходила практически на стройплощадке, отметил в ходе пресс-конференции Владимир Путин. Условия проведения были «несколько спартанские», но абсолютно достойные, не преминул уязвить «злопыхателей» президент. С высоты журавлиного полета Владивосток действительно выглядит благопристойно. Но это город проливных дождей. Обрушившийся, словно по заказу, ливень вновь вскрыл многочисленные недоделки и поломки в корпусах Дальневосточного федерального университета. Скрыть протечки не удалось ни от гостей, ни от президента, вынужденного комментировать качество «ударных строек».

— Вчера был ливень. И после сильного дождя в зданиях появились протечки. Есть вопросы по водоснабжению. Мы фактически с вами работали на стройке, которую еще надо завершить. Но вы знаете, объем такой грандиозный, что, я считаю, это вполне нормально, — сделал хорошее лицо президент.

Впрочем, Владимир Путин согласился с тем, что даже в дни проведения саммита Владивосток «местами» напоминает потемкинские деревни. Эти многочисленные места — полуразрушенные бараки, покрашенные в спешке дома, накинутые на старые здания сетки.

В эфире местных радиостанций вынужден был оправдываться и куратор саммита, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Дождь, вопреки поговорке, выявил «следы» по всем расхваленным трассам и дорогам.

— У меня есть много нареканий к качеству дорог. Некачественно сделано. Понятно, что люди гнали, и сроки были сжаты. Мы в эксплуатацию эти дороги не примем, заставим переделывать, — успокоил народ г-н Шувалов.

Чем мы сильны, так это российским гостеприимством. Гостей форума удивляли богатым меню, грандиозным пиротехническим шоу.

Путин поблагодарил жителей Приморья за помощь в проведении саммита АТЭС. Правда, и здесь нашлись недовольные: многие горожане, судя по эфиру местных радиостанций, возмутились, что президент не нашел времени пообщаться с жителями Владивостока. Игорю Шувалову пришлось рассказывать про тяжелую президентскую жизнь.

— Если вы думаете, что Путин, Медведев и вообще члены правительства вот так вот пойдут в народ или пустятся вплавь в Амурском заливе, то сразу скажу, что такого не будет. Потому что они отвечают своей жизнью населению нашей страны. Люди голосовали за них, чтобы они в течение всего срока своих полномочий работали как надо, были живы и здоровы. И если по вопросам безопасности положено делать так, как говорит служба охраны, значит, они будут так делать. Между тем Владимир Путин, когда есть такая возможность, изменяет свой путь и едет туда, где есть люди.

Алексей Распутный
«Новая газета во Владивостоке»

Subscribe
promo novayagazeta february 17, 19:01 17
Buy for 1 000 tokens
Собираем настоящие открытки читателей с поздравлением Михаилу Горбачеву. «Новая» — доставит. Михаил Горбачев. Фото: Катя Рерберг / специально для «Новой» Он остановил войну. Он спасал мир от ядерной угрозы. Он открыл миру Россию, а Россию — миру.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments