
— Мне не очень нравится тот факт, что повышение пенсионного возраста подают как реформу. Я бы не стала уравнивать эти вещи. Это была главная ошибка: начать с представления отдельных мер и называть это громкими словами, вызывая раздражение у населения. Реформа должна заявляться как комплекс мер, направленных на определенную цель: повышение благосостояния пенсионеров, как настоящих, так и будущих. К этой цели должны вести разные инструменты, включая пенсионный возраст. Но это не единственный инструмент, и он не должен использоваться исключительно ради фискальных выгод. При этом, хотя создается впечатление, что повышение пенсионного возраста — это самоцель, правительство о благосостоянии пенсионеров все-таки думает.
Оценки сильно разнятся, но опыт других стран показывает, что повышение пенсионного возраста, несмотря на все побочные эффекты в виде роста безработицы (которого у нас все-таки не должно быть) и роста числа пенсионеров по инвалидности, оказывается выгодным для бюджета пенсионных систем. Поэтому большинство стран идут по этому пути.
Повышение пенсионного возраста приводит к сокращению притока в пенсионную систему новых пенсионеров и, если люди остаются на рынке труда, к росту страховых платежей. За счет этих денег можно повысить индексацию всем пенсионерам, кроме работающих, потому что работающим пенсионерам пенсии у нас не индексируются. То есть нынешние пенсионеры от этого выигрывают (министр финансов Антон Силуанов сообщил, что средняя пенсия в России к 2024 году должна вырасти до 20 тысяч рублей. — Ред.). Что касается тех, кто еще не вышел на пенсию, то они выигрывают за счет того, что смогут накопить больший страховой стаж и получить повышенный индивидуальный пенсионный коэффициент (или что-то еще, смотря какой будет новая пенсионная формула), который позволит рассчитать для них более высокую пенсию.
Само по себе повышение пенсионного возраста в России, как мне кажется, давно назрело. Эту меру достаточно долго сдерживало отсутствие положительной динамики в средней продолжительности жизни мужчин. Но в последние годы эта динамика появилась, причем не только за счет снижения младенческой смертности.
Кроме того, эти ограничения изначально были гораздо менее жесткими для женщин. Моя позиция всегда состояла в том, что мы должны выравнивать пенсии между мужчинами и женщинами. Мужчины с учетом вероятности дожить до пенсионного возраста и среднего количества лет на пенсии все равно работают больше времени, чем проводят на пенсии. Для женщин происходит постепенное сближение этих периодов. В конце концов мы можем оказаться в такой ситуации, когда женщина платит в пенсионную систему меньше, чем готова получать в качестве пенсии.
У нас нет аргументов, почему женщины должны выходить на пенсию раньше. Вопросы гендерного равенства и роли бабушек в воспитании внуков относятся к частной сфере. Проблема гендерного неравенства в семьях не решена во многих странах — это не значит, что рынок труда и пенсионная система должны за это расплачиваться. К тому же по нашим исследованиям мы видим, что в последние годы идет откат от модели интенсивного ухода за внуками, которая была распространена в советские времена.
Женщины, которые активны на рынке труда, как правило, активны и в социальной, и в семейной сферах. Это сильно связанные, а не противоположные вещи.
Наконец, еще один аргумент, почему надо повышать пенсионный возраст, состоит в том, что у нас постепенно повышается возраст входа на рынок труда. Это происходит по разным причинам: за счет удлинения периода образования, за счет неформальной занятости в молодости и так далее.
В целом с точки зрения рынка труда и социальной сферы аргументы за повышение пенсионного возраста достаточно существенные. Тем более что все больше людей продолжают работать в пожилом возрасте. Среди женщин почти каждая вторая работает лет до 60, среди мужчин процент чуть меньше, но тоже многие работают несколько лет после назначения пенсии. Другое дело, что 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, возможно, слишком высокая граница. Идеальным вариантом было бы уравнивание пенсионного возраста для обоих полов на уровне 63 лет. В наших исследованиях люди довольно спокойно относятся к варианту 60/63, а вариант 63/65, особенно когда повышение анонсируется за полгода, может восприниматься в паническом ключе. Вероятно, власти совершат какой-то маневр в сторону ослабления нынешнего варианта.
Люди, которые находятся в предпенсионном возрасте, должны как-то планировать свою жизнь. Один из хороших примеров реализации такого решения — это США, где еще в 1980-х анонсировали долгосрочную программу повышения пенсионного возраста, и только 10 лет спустя начали ее реализовывать. При таком планировании все успевают адаптироваться к новым условиям и перестроить свое восприятие жизненного цикла. Но в принципе, многие страны повышали пенсионный возраст так же, как предлагает наше правительство: объявляя об этом за 1–2 года до начала реформ и с темпом в 4–6 месяцев за год.
Главный повод для недовольства населения состоит в том, что пенсия воспринимается как дополнительный источник дохода, компенсирующий низкие заработные платы. Поэтому люди, выходя на пенсию и сохраняя занятость, успевают закрыть кредиты, помочь родственникам, сделать сбережения. Но при всем понимании социального значения пенсий несколько нелогично, что пенсионная система должна расплачиваться за провалы рынка труда. Многие проблемы внутри пенсионной системы связаны с низкими заработками у очень большой части людей и с высоким уровнем неравенства. Если бы российская экономика была более эффективной, то пенсии автоматически стали бы выше.
Comments
Ну да. А как было бы прекрасно, если бы они на пенсию, дающую совсем небольшой доход, выходили с кредитами и без сбережений.
Но не всем так везет вписаться в рынок. У многих женщин традиционно для России самая тяжелая работа на которую мужчины не идут. А потом работа по дому-стирка готовка уборка. В мире кабинетных иллюзий равенство в домашнем труде видимо есть. В реальности все на плечах женщины. Конечно женщины должны выходить на пенсию раньше.
Это не говоря уже о том, что многие женщины пашут по дому, при наличии зарплаты выше мужа, поскольку тот жопой диван протирает после смены охранником в ТЦ. Их устраивает? А зря.
У нас слишком многое не так, как в других странах, но что именно - таким "учёным" неизвестно.
Шуршат бумажками по своей узкой темке.
Какие именно отрасли нуждаются в пожилых кадрах?
Конкретно?
Где, когда человек собрался на пенсию, за него дико цепляются "не оставь нас"? Конкретно?
Что за вздор про то, что молодёжь слишком долго учится (и ещё дитя, сосёт соску до 30 лет, как недавно заявила одна министрка) и потому позже выходит на наш шикарный рынок труда?
Если есть возможность заработать, и школьник пойдёт работать, и студент, не говоря уж о молодом специалисте.
Но - где все эти кисельные берега?
Edited at 2018-06-30 06:51 am (UTC)
Смысл пенсии только в одном - в получении пенсионного обеспечения.
И это пенсионное обеспечение не берется из воздуха. Оно берется из тех отчислений, которые осуществляют работающие люди. При этом государство выступает только регулятором этого процесса.
С моего ФОТ в течение моего трудового стажа делаются отчисления. А потом при наступлении пенсионного возраста вдруг выясняется, "денег нет, вы держитесь тут". Вопрос тут один - "где деньги, Зин"? Где деньги,которые были отчислены с моего ФОТ?
Получается, что регулятор или некомпетентен, или просто украл мою будущую пенсию. Тогда вывод только один - "оптимизировать" процесс накопления своей заначки на старость таким образом, чтобы регулятор смог нанести наименьший ущерб.
Деньги ушли другим пенсам и на них работник купил право пользоваться отчислениями будущих работников. Финансовая пирамида.
Edited at 2018-06-30 07:19 am (UTC)
Скотское отношение к своему народу приведёт к тому, что остатки талантов сбегут из страны. И так побежали, и не только крысы, обобравшие страну.
как будто чужим охота делиться едой
Значит, уход за детьми - это сфера частного, а новые работники из воздуха появляются и немедленно начинают отчисления в пенсионный фонд производить. Если это сфера частного, то мода на такое хобби, как показывает статистика, проходит, но это же никак не должно повлиять на демографическую ситуацию, верно, это же не сфера общественного? Проблема ведь в том, что работники плохо работают, а не в том, что их мало. Пусть работают больше, завязывают со своим частным и вообще рожать перестают, а то баллов мало накопится к пенсии.
Уход за ребенком в стаж не входит и на пенсии отражается только отрицательно и это правильно. Человек производит новую рабочую силу, а не работу, зачем ему деньги? Зачем платить.
Edited at 2018-06-30 07:39 am (UTC)
Интересно также посмотреть ее по разным регионам.
Интересно также узнать о состоянии здоровья 60 летних, какая часть из них обременена серьезными заболеваниями, которые не позволяют им работать?
Разговоров много, а цифры власть видимо стесняется предъявить.
Я так понимаю, что выкладки делаются исходя из того, что в процветающей РФ через 10 лет россияне будут жить лет на 10-15 дольше. Неужели для этого есть реальные предпосылки?
Edited at 2018-06-30 08:16 am (UTC)
так бывает при падении в 50% за года три