О том, какие интересы имеет Россия в Центральноафриканской республике и что там могут делать наши частные военные компании, «Новой газете» рассказала Татьяна Денисова, заведующая Центром изучения стран Тропической Африки РАН.
— Считаете ли вы, что Россия пытается расширить свое влияние в Африке?
— Конечно, Россия пытается расширить свое влияние в Африке. Как правило, это происходит через экономическое сотрудничество, но с этим у нас пока что напряженно. Мы утратили многие позиции, и сейчас восстанавливать их очень сложно. У нас появился очень мощный соперник в Африке — Китай, который вытесняет наши компании из некоторых стран. В основном мы оказываем влияние через продажу оружия и оказание военных услуг. Стараемся через образование: в Африке много наших выпускников. Однако раньше мы предоставляли гораздо больше стипендий, чем сейчас, соответственно, и африканских студентов было больше.
—Как Россия сотрудничает с Центральноафриканской республикой?
— После длительного перерыва у России налаживаются контакты с Центральноафриканской республикой. Министр иностранных дел встречался с президентом ЦАР Фостен-Арканжем Туадерой, в последнее время налаживается торговля, мы продаем оружие, частная военная компания там работает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сафари для Вагнера. Наши наемники добрались уже до Центральной Африки (Текст от 13 июня 2018 года)
— Вы можете предположить, чем занимается ЧВК «Вагнер» в ЦАР?
— В целом, частные военные компании могут нанимать для охраны президента, но это бывает редко, потому что главы африканских государств предпочитают опираться на своих людей.
Главная причина конфликтов в Африке в настоящее время вообще и в Центральноафриканской республике в частности — это борьба за ресурсы. Там идет война всех со всеми, особенно в районах месторождений: племена воюют друг с другом, местные ополчения, повстанческие организации, вооруженные группировки, которые давно забыли, что они повстанцы и что они хотят изменений политической ситуации. На самом деле все хотят денег. А как можно их заработать?
Деньги зарабатываются путем добычи полезных ископаемых. Как правило, частные военные компании нанимают для охраны месторождений. Так происходило в Демократической республике Конго, в Либерии во время гражданской войны, в Сьерра-Леоне и других странах.
Поэтому по аналогии я могу предположить, что одной из целей, с которой нанимали ЧВК «Вагнер», была охрана месторождений золота, урана и алмазов в ЦАР.
— Что из себя представляет террористическая группировка «Селека»?
— Во главе «Селеки» раньше стоял Мишель Джотодия — человек, который когда-то был связан с нашей страной. Он получил образование в России, женат на русской. Очень часто бывает так, что люди, которые учились у нас, потом оказываются настроенными против России по каким-то причинам (и наоборот, люди, которые учились на Западе, потом стараются с нами сотрудничать). В случае с Джотодией это было странно, потому что у него русская жена, он сам говорит по-русски, и вдруг стал мусульманским повстанцем.
«Селека» — достаточно жестокая организация. После того, как Джотодия уехал из ЦАР, «Селека» распалась на множество отдельных отрядов, которые финансируются различными группировками и выступают против нынешнего христианского правительства во главе с Туадерой. Война продолжается.
— Как вы думаете, могла ли «Селека» быть причастна к убийству российских журналистов?
— Как правило, боевики берут людей, особенно белых, в заложники, чтобы потом получить за них большой выкуп — это вообще превратилось в хороший заработок в Африке.
Так, например, делала нигерийская исламистская организация «Боко харам» (запрещена в РФ — прим. ред.). Похожая ситуация произошла с компанией Alscon бизнесмена Олега Дерипаски в Нигерии, когда леворадикальная группировка «Движение за освобождение дельты Нигера» захватила в заложники нескольких сотрудников компании, а потом потребовала за них выкуп. Можно предположить, что и «Селека» этим тоже занимается, но зачем тогда было убивать журналистов? Я думаю, что в данном случае это был грабеж, а посредником был водитель, который остался жив.
—Почему в Африке до сих пор действует такое большое количество группировок?
—Когда люди воюют годами, им очень трудно потом привыкнуть к мирной жизни: у них нет ни профессии, ни специальности, ни денег, ни дома, часто и семьи. В каких-то странах проводят кампании по интеграции бывших боевиков в армию, в каких-то странах этого не делают. В ЦАР пытались, но невозможно в армию взять всех. Бывших боевиков нужно проверять, они не привыкли к дисциплине. Если не с кем воевать, то они просто воюют друг с другом или занимаются грабежом на большой дороге.
Журналисты поехали в ЦАР без охраны, да еще и в ночное время — это, конечно, было слишком большим риском. Но они люди опытные, в горячих точках работали, понадеялись на свой опыт, что они смогут как-то договориться. Они знали, что рискуют, и пошли на этот риск.
Елизавета Кирпанова
корреспондент
Comments
Если уж портянок нагнали хрюкать о непричастности «вагнера» - значит и тут обосрались. Вопрос - в чём?
Про ситуацию в ЦАР уж точно. Откуда взялась Селека, кто ее вооружал и финансировал?
А это просто пример "гибридной войны" со стороны северного соседа- мусульманского Чада. Который, воспользовавшись политическим кризисом в 2013, поставил в ЦАР "своего" президента, при помощи "мусульманского ополчения" (Селека) и прямого участия своей армии под видом "ополчения". С тех пор тлеющий конфликт превратился в пожар.
А то "борьба за ресурсы".... Посмотрите на карту- ЦАР находится посреди Африки, до ближайших портов тысячи км по крайне нестабильным странам. Что вы делать будете с этими ресурсами?
Как вывозить? Стоит ли овчинка выделки?
Вот такие "специалисты" и формируют "государственную" точку зрения, а потом удивляемся, почему кругом провалы.
Никогда не слышали о камерунском Боко Харам? Как раз на северо-востоке действует.
Да и в глубине Камеруна не сказать, что очень спокойно.
Почему-то французы, имеющие безраздельное влияние в регионе, до сих пор не озаботились маршрутами вывоза "ресурсов". Посчитали издержки?
2. На крайнем севере, граница с Нигерией, никак не с ЦАР.
3. Безраздельное? Китайцы с этим не согласятся...
У Боко Харам нет четкой "границы ответственности". Пожелают, и до ЦАР дойдут. Сам факт наличия такого соседства отрезвляет.
Про Китай.... Вы сами в Африке бывали? Китайцы не дураки, они идут только в стабильные регионы. Да и политическое, военное и административное влияние Франции абсолютно несравнимо с китайским.
В Чаде китайцы уже давно и очень активно разрабатывают нефть. Ну и что? Они даже водителей грузовиков своих китайцев привозят. Местных берут неохотно и только на временные грязные работы.
Везде как-то очень обособленно ведут себя. Это нельзя назвать сильным влиянием.
Про "пожелают" - повеселило. Т.е. разов дойти - не проблема. Остаться - "это вряд ли".
В ЦАР китайцы проводили нефтеразведку - значит дураки по Вашей логике...
Боле-мене транспортная инфраструктура есть вдоль побережья. Вглубь идут грунтовые дороги, которые размываются дождями. По АльДжазире частенько репортажи показывают, как народ во внутренние города в Африке добирается.
Опять же, практически в каждой стране региона есть свои повстанцы, правительства не вполне контролируют территории.
Про китайцев- когда Южный Судан в 2011 отделился, туда ломанулись китайцы, в надежде застолбить нефтяные месторождения. Очень активно осваивались. Открывали большие магазины, отели и т.п. А в 2016 президент поссорился с вице-президентом, и устроили войнушку с танками прямо в столице, Джубе. Всех китайцев ветром сдуло, побросали магазины, отели. И насколько я знаю, возвращаются очень осторожно.
Французы в таких случаях не смываются, а паратруперов присылают. Так что о серьезном влиянии речи пока нет.
Ага, влияние Франции на Чад огромно, а нефть качают китайцы и американцы. Логично же!
Однажды везли одну деталь (вроде как барабан для дробилки руды) из Австралии в Гану на золотой рудник. Эта хрень весила несколько десятков тонн и стоила сотни тысяч долларов. Но Гана- оазис цивилизации в Африке, не сравнить с ЦАР. Плюс выход к морю.
В ЦАР если даже добыли, как вывозить? Снова по джунглям, кишащим бандитами?
Вертолетами? Ради такого куша запросто и сбить могут.
Так что не верю, что дело только в ресурсах.